Публикации Образоватеьная программа "Смьеведение"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Образоватеьная программа "Смьеведение"
Автор: Мухамедьянова Эльвира Фановна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАНГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ НАРКОТИКАМИПринята на заседании «Утверждаю» педагогического совета Директор МАОУ 2Школа-интернат№3"от «___»__________2021г. «___»________________2023г Протокол №___________ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Семьеведение»(возраст детей: 12-18 лет)Автор - составитель программы:Мухамедьянова Эльвира Фановнастарший воспитатель2021 годПояснительная запискаВ основу содержательной концепции курса легла убежденность авторов в том, что базовой способностью для достижения благополучия в любой сфере человеческой жизни (семье, карьере и пр.) является способность выстраивать гармоничные отношения. Речь идет не только об отношениях людей друг с другом, но и о взаимодействии человека с самим собой и окружающим миром. Понимая «отношения» как творческий процесс самой жизни, а способность выстраивать их – как умение жить, мы нашли целесообразным построить курс «Семьеведение», опираясь на следующее утверждение: основа крепкой и благополучной семьи – мужчина и женщина, – нравственно устойчивые, ясно осознающие свои природные роли, ориентированные на счастье и процветание и способные строить гармоничные отношения. Круг задач, обрисованных авторами в процессе разработки курса, включает в себя два ключевых момента:- формирование основ нравственной устойчивости личности;- формирование здорового понимания мужского и женского, мужчины и женщины, мужественности и женственности.Нравственная устойчивость понимается нами, как готовность строить отношения по трем направлениям: я – я (с самим собой), я – Мир (с событиями, явлениями, фактами окружающей действительности) и я – другие (с людьми).Готовность понимается нами как совокупность трех характеристик:ПОТРЕБНОСТЬ (хочу) – СПОСОБНОСТЬ (могу) – РЕШИМОСТЬ (буду).Апробация предлагаемого курса и проведенное социологическое исследование выявили огромное желание подростков учиться строить отношения. Более того – это одна из основных потребностей переходного возраста, а отсутствие способности (то есть необходимого арсенала знаний, умений и навыков) – источник непреодолённых трудностей, переживаний, неадекватного поведения и искаженного восприятия действительности. Мы поставили задачу: восполнить (насколько это возможно в рамках внеурочного школьного занятия) этот пробел, вооружив обучающихся простыми и понятными, легко применимыми на практике знаниями и умениями. Совокупность потребности и способности автоматически формирует решимость, то есть готовность действовать. Второй ключевой момент – формирование здорового понимания мужского и женского, мужчины и женщины, мужественности и женственности. Мы отталкиваемся от утверждения, что основа по-настоящему здоровой и крепкой семьи – отношения мужчины и женщины. Для того чтобы грамотно строить их, прежде всего необходимо осознавать себя как мужчину и как женщину со всеми сопутствующими этим понятиям определениями. Отношения мужчины и женщины возникают задолго до того, как работник ЗАГСа объявляет пару мужем и женой. Они начинаются, когда мальчик или девочка идентифицируют себя как представителя определенного пола, с каждым годом взросления, все более осознавая себя как будущих мужчину или женщину. В период так называемого переходного возраста интерес к самому себе как представителю определенного пола достигает наивысшей точки. Появляется невероятное количество вопросов, сомнений и переживаний. Если в семье не принято обсуждать подобные темы (а так, к сожалению, происходит в подавляющем большинстве современных семей), то подросток может обратиться только к одному информационному источнику – сети интернет. Больше ему просто негде почерпнуть необходимые знания. Содержание курса Таким образом, в первом разделе курса «Семьеведение» сформировать у обучающихся готовность направлять осознанное внимание на такие пары взаимоотношений как:- Я – Мои потребности и желания- Я – Моя система жизненных ценностей- Я – Ценность семьи в моей системе жизненных ценностей- Я – Ценность отношений мужчины и женщины- Я – Мое будущее- и т. д.Второй раздел посвящен формированию здорового, традиционного понимания мужчины и женщины как представителей противоположных полов с их особенностями, возможностями, поведением и ролями в социуме. Основная задача, решаемая в рамках этого раздела – формирование безусловной ценности мужественности и женственности.Третий раздел предлагает учащимся и педагогам инструменты, позволяющие строить гармоничные отношения. Его задача –сформировать простые умения и навыки созидательных отношений с самим собой, окружающей действительностью и другими людьми.Четвертый, завершающий раздел курса, целиком посвящен ценности семьи. Цель и задачи курсаЦель: Формирование у учащихся представления о таких понятиях, как: «система ценностей», «мужественность», «женственность», «отношения», «семья», «семейные ценности»; ознакомление с причинами и следствиями разрушительных отношений с самим собой и с окружающим миром; изучение принципов созидательных отношений; формирование критического мышления в отношении информации, деструктурирующей традиционное понимание мужественности и женственности, формирование нового положительного опыта для личностного развития.Задачи обучения:Изучение истории семьи и брака.Распределение обязанностей в современных семьях.Роль матери и отца в развитии и воспитании детей.Создание условий для здорового понимания ценностей мужественности и женственности.Сроки реализации программы:-вся программа рассчитана на 90 дней.Так же программа предполагает проведение индивидульных занятий, консультация родителей, участие в общественно значимых, досуговых проектах.Все это обеспечивает комплексный подход программы к проблеме наркотизации в социуме.Учебно-тематический план Календарно – тематический план 1-года обученияКоличество часов в неделю – 2ч.Курс «Семьеведение» - 25 ч.