Публикации Формы и методы работы классного руководителя с обучающимися и родителями.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы и методы работы классного руководителя с обучающимися и родителями.
Автор: Каринэ Артуровна Салназарян

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, д.1а.тел.: 3-95-50Формы и методы работы классного руководителя с обучающимися и родителями.Подготовил учитель первой квалификационной категории :К. А. Салназарян2023 г.Формы и методы работы классного руководителя с обучающимися и родителями.Эффективность воспитания ребенка с овз сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» считал В. А. Сухомлинский. Направления воспитательной работы школы с семьями обучающихся с ОВЗ: вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех; поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с умственно отсталостью. Важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.  Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (классный руководитель класса, учителя – предметники, психолог, логопед, учитель-дефектолог, медицинские работники).Важным направлением моей деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от моей подготовленности к этой работе. Я знаю цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль моей работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка. Отсюда содержанием моего взаимодействия с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.В практической работе с родителями учащихся я использую разные формы взаимодействия, как коллективные, так и индивидуальные. Причем в том и другом случае, реализуется как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями:живой разговортелефонный звонокопросники и анкетыпосещение занятийродительские собранияпомощь в организации деятельностииндивидуальные консультациипосещение детей на дому             Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. После посещения на дому классный руководитель заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки доброжелательный тон, радость общения. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут. Анкетирование. Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября. Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала сведения о родителях, о занятости и состояние здоровья учащихся, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.Открытые уроки. Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в год давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе. Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На классных родительских собраниях обсуждаются: задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.Вся моя деятельность классного руководителя с родителями учащихся с ОВЗ, обучающихся в нашей школе представлена следующими направлениями:
  • изучение семей и условий семейного воспитания;
  • составление социального паспорта
  • информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • совместная деятельность родителей и обучающихся.
  • Немаловажным в своей деятельности я считаю использование тех приемов и форм работы, которые дают неизменный положительный результат: классные часы, беседы (групповые и индивидуальные), экскурсии и выставки, спортивные мероприятия, классные огоньки и игры различной познавательной направленности. Одна из важных причин, побуждающая активнее внедрять развивающие игры и приемы в моей работе это возможность, представление заданий и упражнений в игровой форме, наиболее доступной для ребенка, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Игровой, увлекательный характер занятий, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности. В дальнейшем эти игры помогают в усвоении учебного материала.Я преподаю в школе физическую культуру и являюсь классным руководителем 8 «А» класса. Мы с ребятами принимаем активное участие в жизни школы, тематических праздниках, патриотических мероприятиях, в облагораживании территории. Большое значение уделяем спорту и здоровому образу жизни. С моими учениками мы принимаем активное участие в спортивных соревнованиях школы, города и района. Хочу поделиться моим небольшим положительным опытом во взаимодействии с обучающимися и их родителями в том числе.Начав работу с детьми в 5 классе, я увидела в них спортивный потенциал, желание заниматься спортом и развиваться, но у них были определенные трудности с дисциплиной, что являлось абсолютно не спортивным поведением. Мы активно участвовали в школьных соревнованиях, показывали успехи, занимали первые места. Нам хотелось развиваться дальше и принимать участие в выездных соревнованиях. Но проблемы с дисциплиной мешали нам и не давали возможности участвовать в выездных соревнованиях.И я начала упорную работу с учениками и их родителями, которая в течение нескольких лет, дала результат. В своей работе я применяла: индивидуальные беседы, групповые занятия с учениками и с родителями, подключала психолого-педагогическое сопровождение, так же применяла игровые технологии, личностно-ориентированные.Спустя два года мы добились положительных результатов. Мы стали достойными участниками спортивных соревнований города и области, наша команда школы (80% этой команды ученики из моего класса) занимает призовые места в таких видах как мини-футбол, баскетбол, плавание, легкая атлетика и лыжные гонки. Наши победы в областных соревнованиях :3 место в соревнованиях по плаванию Специальной олимпиады Московской области эстафета 4х25 м. в 2021г3 место в соревнованиях по баскетболу Специальной олимпиады Московской области 2021г3 место в соревнованиях по лыжным гонкам Специальной олимпиады Московской области эстафета 4х400 м. 2023г3 место в соревнованиях по мини-футболу Специальной олимпиады Московской области 2023гНаши результаты в городских и школьных соревнованиях:1 место Муравьев Никита обучающийся МКОУ «ОШ № 9 для обучающихся с ОВЗ» в соревнованиях «Спортивные игры для обучающихся с ОВЗ», спортивная дисциплина – прыжок в длину с места 2022гПобеда в товарищеской игре по футболу между командами Клеменовской школы-интернат и МКОУ «ОШ № 9 для обучающихся с ОВЗ» 2022гПобеда 8 «А» класса в турнире по мини-футболу «Во славу Отечества!» посвященному Дню народного единства 2022г1 место 8 «А» класса в военно-патриотической игре «Зарница» среди 7-9 классов 2023гИсходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что взаимодействие классного руководителя и родителей является неотъемлемой частью педагогического процесса.