Публикации
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Автор: Елена Алексеевна Симонова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Автор: Елена Алексеевна Симонова
ББК 74.57С37ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Симонова Е.А., преподаватель, Тел. 8-927-2716090, e-mail: «Ульяновский авиационный колледж- Межрегиональный центр компетенций», Ульяновск, РоссияКлючевые слова: образование, проблемное обучение, обучающиеся, познавательная деятельностьАннотация: в работе рассматривается применение технологии проблемного обучения на примере специальности «Право и организация социального обеспечения», которое способствует более успешному формированию как общих компетенций, так и профессиональных, а так же формированию soft-skills навыков, самообразованию, повышает интерес к изучению отраслей права, стимулирует познавательную активность, тем самым определяет траекторию профессионального и личностного развития обучающихсяKey words: education, problem-based learning, students, cognitive activityAbstract: The paper examines the use of problem-based learning technology on the example of the specialty "Law and Organization of Social Security", which contributes to the more successful formation of both general competencies and professional ones, as well as the formation of soft-skills and self-education, increases interest in the study of branches of law, stimulates cognitive activity, thereby determining students’ professional and personal development trajectory.Национальный проект Образование ставит задачу - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, подготовку специалистов с высоким уровнем формирования как общих, так и профессиональных компетенций. Для достижения поставленной цели используются различные механизмы повышения уровня качества образования. Среди которых, инструменты применения образовательных технологий, способствующие более быстрому усвоению новых знаний и выработки практических умений их применения при решении различных ситуаций. Так же немаловажное значение имеет содержание образовательной среды. Необходимо создать эффективную систему обучения, при которой бы учитывались образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, способностью к нестандартным решениям, умением выходить из сложных ситуаций, учитывая стремление к саморазвитию и самообразованию. Только такая личность будет оперативно реагировать на вызовы современного мира и адаптироваться на рынке труда.В отличие от традиционного образования, самообразование имеет ряд преимуществ, среди которых то, что, все чего обучающийся достигает самостоятельно, не только лучше откладывается в памяти, оно преобразует саму личность и легче переносится из области теории в область практики. Мотивацией здесь является не какое-то внешнее воздействие или причина, а внутреннее желание самовоспитания, через целеустремлённость, настойчивость, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств.Одной из технологий, используемой при преподавании правовых дисциплин на специальности «Право и организация социального обеспечения», является технология проблемного обучения.В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в ней основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.Технология проблемного обучения, применяемая с 19 века, постоянно совершенствуется, отвечая на современные вызовы в сфере подготовки будущих специалистов, оказывая влияние на профессиональное и личностное развитие обучающихся, на активизацию их познавательной деятельностиВиды проблемного обучения можно классифицировать в зависимости от содержания поставленной задачи. Первый — это теоретическое исследование, когда обучающиеся на основе ранее усвоенных знаний и знаний, получаемых самостоятельно, отвечают на поставленный теоретический вопрос, например, дают определение понятию «предпринимательская деятельность», «юридическое лицо», либо приходят к понимаю юридических конструкций, к обоснованию определенных выводов по изучаемой теме. Например, обучающимся задается вопрос: «Правильно ли с позиции гражданского процессуального права сформулирована норма в ст.17 СК РФ, которая устанавливает, что муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.?» Анализируя Ст.133 ГПК РФ в которой закреплено, что судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции, студенты делают умозаключение, что возбуждение дела, это прерогатива суда, а не истца.Анализируя п.1ст.40 ГПК РФ, в которой закреплено, что иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие), студенты приходят к выводу, что в результате пропуска союза и, всего одной лишь буквы, выпадает такой вид соучастия, как смешанный, когда на стороне как истца, так и ответчика выступает несколько субъектов. Такие вопросы вырабатывают у студентов навыки внимательного, скрупулёзного, прочтения норм права, уяснению их содержания.Второй - демонстрационный, когда обучающимся необходимо смоделировать ситуацию, в которой они бы продемонстрировали те новые знания, которые получили в ходе самостоятельного изучения, такие ситуации как «Судебное заседание», «К Вам пришли на консультацию…». Например, моделируя судебное заседание по отмене усыновления по иску усыновителей, студентам нужно не только самостоятельно разобраться в стадиях судебного заседания, но и определить кто же будет выступать в данном случае ответчиком. Ответ на этот вопрос они находят в Постановлении Пленума Верховного Суда. Так же при моделировании данной ситуации необходимо применять и нормы семейного праваТретий – решение практической ситуации. Когда обучающимся необходимо найти верное решение поставленной задачи по теме, которую он еще не изучал. Для того, чтобы мотивировать обучающихся, повысить их интерес к изучаемой теме, для решения практических ситуаций можно использовать не абстрактную задачу, а ситуацию из художественных и мультипликационных фильмов, также произошедшую в реальной жизни, из собственного опыта, или ту о которой студенты знают из средств массовой информации, из передач «Человек и закон», «60 минут»Студенты проявляют повышенный интерес к решению задач, составленных на основе конкретного судебного решения, (предпочтения были выявлены путем анкетирования) еще и потому, что они имеют возможность сравнить свою позицию с позицией суда и возможно с ней не согласиться. Но в любом случае посредством анализа алгоритма рассуждений судьи по разрешению конкретного дела, обучающиеся приобретают навыки логичного обоснования и аргументации своей позиции, что несомненно пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности.Находя ошибки в составленном документе, например, договоре подряда, сопоставляя написанное со своими знаниями, с требованиями законодательства вырабатывается критическое мышление, внимательность, навыки толкования НПА, которые так необходимы будущему юристу.Использование технологии проблемного обучения на специальности 40.02.01 способствует более успешному формированию как общих компетенций, так и профессиональных, а так же формированию soft-skills навыков, таких как : коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие»При использовании проблемного метода обучения новый материал студентами усвоился на 26% больше, чем при обычном лекционном изложении, после месячного перерыва запоминание и воспроизведение ранее изученного при использовании проблемного метода обучения выше на 21%. Также отмечается и повышение качества курсовых работ, практических работ, выполнение заданий по учебной и производственной практики, повышение активности во внеурочной деятельности. При систематическом применении данного метода отмечается тенденция повышения активности участия студентов в различных внеаудиторных мероприятиях, конкурсах научно-исследовательских работ. Они с увлечением пишут статьи по проблемным вопросам законодательства, предлагают пути решения этих вопросов. При выборе тем курсовых работ по гражданскому праву, праву социального обеспечения, многие выбирают темы посвященные анализу проблем, актуальных аспектов права. Применяя рационально все виды проблемного обучения создается территория успеха, когда обучающейся осознает, что сам может разобраться в новых для него вопросах, разрешить ситуацию, это дает ему веру в собственные силы, способствует самообразованию, повышает интерес к изучению отраслей права, стимулирует познавательную активность, тем самым определяет траекторию его профессионального и личностного развития.Библиографический список:Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 508 (ред. от 14.09.2016)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения"//"Российская газета" (специальный выпуск), N 258/1, 13.11.2014 "Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) Арапов, К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 290-294. — URL: (дата обращения:24.05.2021) Радостева, С. А. Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося / С. А. Радостева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 158-160. — URL: (дата обращения: 24.05.2021).