Публикации
Дополнительная общеразвивающая программа Школа-лаборатория «Методы решения физических задач»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа Школа-лаборатория «Методы решения физических задач»
Автор: Морозова Анжелика Рюриковна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа Школа-лаборатория «Методы решения физических задач»
Автор: Морозова Анжелика Рюриковна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №76»Дополнительная общеразвивающая программаШкола-лаборатория «Методы решения физических задач»Направленность: естественнонаучнаяВозраст учащихся: 15-16летСрок реализации: 1 год (34 ч)Автор-составитель:Морозова Анжелика Рюриковна, учитель физикиг. Набережные Челны 2023Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы1. Информационная карта образовательной программы2. Оглавление3. Пояснительная запискаКраткая информация Формирование и совершенствование знаний умений при изучении курса физики в условиях организации дополнительного образования детей, с одной стороны, позволит углубить и расширить знания, формируемые у них на уроках в общеобразовательной школе, с другой – будет способствовать созданию основы для последующего более глубокого изучения физических особенностей природных явлений и процессов. Программой предполагается проведения занятий с детьми, у которых есть потребность не просто в углублении теоретических знаний по физике, но прежде всего потребность в исследовательской практической деятельности как на уровне эксперимента, так и в форме решения исследовательских, нестандартных задач. Программа ориентирована на вооружение обучающихся знаниями, необходимыми для осмысления явлений и процессов, происходящих в природе, технике, быту. В результате реализации программы, обучающиеся освоят и будут применять методы изучения физических явлений, обретут навыки решения задач повышенной сложности, разовьют способность самостоятельной мыслительной и поисково-исследовательской деятельности. Направленность программы – естественнонаучная.Разработанная программа обеспечивает условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся при сохранении фундаментальности физического образования и усиления его практической направленности. Программа представляет собой логически выстроенную систему знаний, ориентированную на формирование у ребёнка целостной естественнонаучной картины мира. Программа расширена разделами и темами в соответствии с программой Всероссийской олимпиады .Нормативно-правовое обеспечение программы:Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020). Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 г. № 52831). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г. № 61573). Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16). Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467). Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». Актуальность программы обоснована как в углублении и расширении физических представлений и навыков дополнительно к школьной программе, так и в развитии у учащихся навыков активного мышления и самостоятельного решения задач, которые необходимы в различных областях деятельности.Отличительные особенности программы. Программа рассчитана на детей, интересующихся точными науками и готовых к интенсивным продуктивным занятиям. Разработанная программа обеспечивает условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся при сохранении фундаментальности физического образования и усиления его практической направленности. Программа допускает дополнение и расширение новыми темами в зависимости от подготовки и интересов обучающихся. В построении программы реализуются принципы 1) преемственности – многие темы, включённые в программу, могут рассматриваться на различных уровнях обучения с углублением и расширением изучаемого материала и 2) спиральности процесса формирования понятий, при котором обучающийся возвращается к рассмотрению понятия на более высоком уровне.Ребята уже получили представления о таком важном разделе механики как «Кинематика» и освоили конкретные практические навыки в решении нестандартных, задач повышенной сложности, которые попадают в разряд олимпиадных. Поэтому программа , рассчитанная на учащихся 10 классов использует новый, отличный от школьного, подход к изучению тем: темы изучаются в той же последовательности, что и в старшей школе. Кроме того, данная программа включает большое количество лабораторно-исследовательских работ, с опорой на максимальную самостоятельность учащихся, предполагает использование проблемных вопросов и задач для активизации познавательной деятельности школьников. Такая реализация программы позволяет не только более эффективно продолжать изучение физики на второй ступени обучения, но предполагает активное участие обучающихся в разнообразных интеллектуальных испытаниях олимпиадного уровня, как в рамках учебных занятий, так и с выходом на муниципальный, региональный и более высокие уровни соревнований в области физики и инженерных знаний. Наиболее мотивированные и способные к углубленному изучению дисциплины учащиеся по завершении курса обучения по данной программе имеют возможность продолжить освоение физики на углубленном и профильном уровне, предполагающей опору на сформированный устойчивый интерес и развитые способности в области изучения физико-математического знания и смежных с физикой естественнонаучных и технических дисциплин.Цель создание условий для формирования интеллектуальных и практических умений в области изучения физических явлений, проведения исследовательских и лабораторных работ, физического эксперимента и решения задач повышенной сложности.Задачи:Познавательные:− способствовать развитию естественнонаучного мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности в получении новых знаний; − способствовать формированию современного понимания науки; − сформировать первоначальные представления о физических явлениях, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни; − формировать умения наблюдать и объяснять физические явления; развивать физическое мышление (понимание проблем, идей и принципов физики); − научить решению физических задач, объяснению их результатов; - проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать их результаты; - планировать и выполнять эксперимент; - применять математические методы к решению теоретических задач; - работать с учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой; - составлять простейшие задачи; - последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности; - решать комбинированные задачи; - владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.; - применять методы решения основных типов физических задач; - выявлять причинно-следственные связи между явлениями природы, - освоить виды моделирования и формирование на этой основе начальных физических понятий и представлений; - сформировать навыки самостоятельного поиска путей решения задач; - формирование представлений о том, что задача может иметь несколько правильных решений, и что существуют задачи, не имеющие решения; - формирование представления о том, что мыслительная деятельность и, в частности, поиск решения задачи сама по себе достаточно интересна и увлекательна;Развивающие: − развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности; − готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их; − участвовать в дискуссии, уметь предвидеть возможные результаты своих действий; − владеть методами самоконтроля и самооценки; − формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.) и развитие на этой основе логической составляющей мышления.Воспитательные:воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к познанию окружающего мира, инициативность, любознательность в процессе изучения явлений природы; − воспитывать убеждённость в возможности познания законов природы; − формирование способности к самоконтролю и аккуратности; – развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания, работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Адресат программы –учащиеся 15-16 лет.Объем программы – 34 часа (1ч в неделю)Формы организации образовательного процесса – индивидуальные, групповые, в малых группах и т.д.Виды занятий по программе: лекции, практические занятия, практические работы, выполнение самостоятельной работы, тестирование.Срок освоения программы: 1 годРежим занятий - периодичность и продолжительность занятий в соответствии с СанПиНом 2.4.3648-20 – 1 академический час.Формы подведения итого в реализации программы - защита проектов, контроль знаний, тест. Планируемые результаты освоения программыЛичностные результаты:сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода. Метапредметные результаты:Регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД:делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные УУД:учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. ;4. Матрица дополнительной общеразвивающей программы базового уровня естественно научной направленности Школа-лаборатория «Методы решения физических задач»5. Учебный план обучения 6. Содержание учебного плана обучения Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.1. Организационно-педагогические условия реализации программы.1.1. Материально-техническое обеспечение – классный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столами и стульями для педагога и обучающихся, классной доской, шкафами для хранения учебной литературы и наглядных пособий; помещение должно быть хорошо освещено и иметь антистатическое покрытие пола; – компьютер, мультимедийный проектор и экспозиционный экран (интерактивная доска); – программное обеспечение для занятий: пакет программ Microsoft Office, включающий текстовый редактор Microsoft Word, табличный редактор Microsoft Excel и программу для создания презентаций Microsoft PowerPoint; Реализация программы обеспечивается разнообразным экспериментальным оснащением, который готовится педагогом. 1.2. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программ – схематически-табличный материал: разнообразные таблицы, схемы, рисунки, для учащихся обязательны таблицы плотности, таблицы единиц измерения; – картинно-динамический: иллюстрации, слайды мультимедийных презентаций, видеоролики и др.; – компьютерные программы; – физические приборы Наборы по механике;∙ Наборы по молекулярной физике и термодинамике;∙ Наборы по электричеству;∙ Наборы по оптике.∙ 1.3. Информационное обеспечение Интересные материалы к урокам физики, тесты по темам, наглядные пособия к урокам Библиотека - всё по предмету физика Видеоуроки по физике И другие интернет-источники, содержащиеся на сайтах, рекомендованных педагогам, реализующим программу 1.4. Кадровое обеспечение для реализации программы требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области математики и физики, знающий специфику организации дополнительного образования.2. Формы аттестации/контроля.Программа предполагает использование различных видов проверки усвоенных знаний, умений. Педагогом используется диагностическая система отслеживания результатов: диагностический контроль до начала обучения, текущий и итоговый контроль. В качестве ведущего метода педагогических измерений применяется метод включённого наблюдения за процессом развития учащегося в разных ситуациях: в ситуации взаимодействия с другими учащимися и взрослыми; в ситуации спонтанной игры, дискуссии; в ситуации разнообразных учебных занятий и т.д. Для текущего отслеживания результатов и самопроверки используются карточки задания, отчеты выполнения лабораторных работ, экспресс-опрос, коллективная рефлексия результатов и другие формы проверки знаний. С каждым учащимся в начале учебного года проводится вводное тестирование, а в течение и в конце учебного года в группе проводятся личные и командные конкурсы в различных формах. Способы и формы выявления результатов: итоговое занятие, отчеты о проделанных лабораторных исследованиях, контрольно-диагностические работы, физические олимпиады различного уровня, педагогический анализ выполнения программы; Способы и формы фиксации результатов: журнал посещаемости, детские работы, отзывы детей и родителей, результаты участия в олимпиадах и конкурсах.Способы проверки ЗУН учащихся:•начальная диагностика;•промежуточная диагностика;•итоговая аттестация.3. Оценочные материалы4. Список литературыУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА физика, 10 класс/Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Механика, М.:Дрофа, 2019 физика, 10 класс/Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Молекулярная физика и термодинамика, М.:Дрофа, 2019 физика, 10 класс/Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Электродинамика, М.:Дрофа, 2019 физика, 10 класс/Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Колебания и волны, М.:Дрофа, 2019 физика, 10 класс/Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Оптика. Квантовая физика, М.:Дрофа, 2019 • Физика, 11 класс/ Касьянов В.А., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Физика, 10 класс/ Касьянов В.А., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Физика. Углубленный уровень. 10—11 классы : рабочая программа к линии УМК В. А. Касьянова: учебно-методическое пособие / В. А. Касьянов, И. Г. Власова. —М. : Дрофа 2 Физика. 10 кл. Углубленный уровень : учебник / В.А. Касьянов. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа 3 Физика. 11 кл. Углубленный уровень : учебник / В.А. Касьянов. – 5-е изд., стереотип. – М. :Дрофа ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1 - социальная сеть работников образования. 2 - физика в школе. 3 - фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 4 - сайт для учителей физики и их учеников. 5 - материалы по физике. 6 www . ege .edu.ru - информационный портал ЕГЭ. 7 http :// school - collection . edu . ru / - единая коллекция ЦОРов 5. Календарно-тематическое планирование