Публикации +79963345476

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: +79963345476
Автор: Пономарева Виктория Сергеевна

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
  • Нарушения настроения.
  • Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность – от недели до 1,5 месяца).
  • Нарушения сна.
  • Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22–23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).
  • Нарушения аппетита.
  • Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду.
  • Понижение иммунитета.
  • Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).
  • Нарушение поведения
  • Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.)Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ·                Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.·                Наличие у ребенка своеобразных привычек.·                Неумение занять себя игрушкой.·                Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.·                Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.·      глубокий сон;·      хороший аппетит;·      бодрое эмоциональное состояние;·      полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;·      соответствующая возрасту прибавка в весе.Целевая направленность сопровождения детей раннего возраста в период адаптации состоит в том, чтобы обеспечить развитие, соответствующее его возрастным нормам и учитывающее индивидуальные возможности. Поэтому основными задачами сопровождения процесса адаптации следует считать:
  • оказание своевременной и оперативной педагогической поддержки и помощи ребенку, родителям в решении возникающих проблем;
  • поддерживание оптимальной адаптации к новой образовательной среде;
  • определение конкретных педагогических воздействий, предупреждающих возникновение проблем;
  • создание ситуаций развития, обеспечивающих формирование отношений с собой, взрослыми, сверстниками и др.
  • Реализация данных задач позволит организовать адаптационный период ребенка раннего возраста к новым социальным условиям наиболее оптимально и с наименьшими затруднениями и для него, и для родителей.