Публикации урок на тему Соборное уложение 1649 г.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок на тему Соборное уложение 1649 г.
Автор: Перешивко Валентина Александровна

Цели урока:– рассмотреть основные положения Соборного Уложения 1649 г.;– выявить значение Уложения в истории России;– развивать навыки анализа документов;– представить полученный результат анализа и исследования документа.Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, раздаточный материал (отрывки из Соборного Уложения).Новые понятия: Соборное Уложение (1649 г.), самодержавие, крепостное право.Ход урокаI. Организационный этап1. Организационный момент. Настрой учащихся на работу.2. Актуализация знаний. (. Слайд 1, 2). Сообщение новой темы. (. Слайд 3)3. Вступительное слово учителя.Собравшийся в 1648 г. Земский собор принял решение разработать новый свод законов вместо устаревшего "Судебника" XVI в., а также противоречивших друг другу законов и указов периода Смуты и послесмутного времени. Состоявшее из 25 глав Уложение было принято в январе 1649 г. Земским собором и действовало более 200 лет. (. Слайд 4)4. Постановка цели урока. На основе документов вам необходимо дать характеристику Соборного Уложения и его значение в формировании самодержавия и крепостного права в России.II. Работа в группах.Первая группа изучает и анализирует отрывки из 2 и 3 главы Соборного Уложения. ()1. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать.1. Будет кто учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, то казнить его смертию.2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и помочь им всячески чинить…, и изменника казнити смертиюГлава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворени от кого никакова бесчинъства и брани не было.1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе, кого обесчестит словом, посадити в тюрьму на две недели, чтоб на то смотря иным неповадно было впредь так делати…3. А кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот умрет, …и того убойца самого казнити смертию4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит и не убиет, и того казнити, отсечь рука…
  • Какие преступления попадают в ранг государственных?
  • Каковы наказания за государственные преступления?
  • Сформулируйте вывод о характере власти царя в середине XVII в.
  • Вторая группа изучает и анализирует отрывки из 11 главы Соборного Уложения. ()2. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.Глава XI. Суд о крестъянех.… А которые крестьяне …збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, без урочных лет. А впредь никому чюжих крестьян не приимать
  • Каков срок сыска беглых крестьян по новому законодательству?
  • Третья группа изучает и анализирует отрывки из 19 главы Соборного Уложения. ()3. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.
  • Вспомните, что такое “белые слободы”, “черные слободы”, “тягло”.
  • Как изменилось положение посадских людей?
  • III. Творческие отчеты групп.Представители групп выступают с результатами работы. Результаты работы групп заполняются в схеме. (Слайд 6)IV. Закрепление материала. Решение познавательного задания. (. Слайд 7)Домашнее задание. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина: § 6 (стр.53-54).