Публикации ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Бекетова Ирина Васильевна

ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Автор Бекетова Ирина Васильевнавоспитатель ГБОУ СОШ с. Черноречье СП «Детский сад «Ручеёк»E-mail: ira_balakina@mail.ruФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.Цель проекта:1. Формировать представления детей о деньгах, как средстве осуществления торгово-экономических отношений в социуме2. Формировать представления о внешнем виде денег,Познакомить с понятием «размен денег»3. Воспитывать правильное отношение к деньгам, как необходимому, но не самому главному элементу жизни человека.Задачи проекта:Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.Этапы реализации проекта:1. Подготовительный2. Основной3. ЗаключительныйПодготовительный этап:1. Определение целей и задач проекта2. Анализ предметно- пространственной среды (определение средств, необходимых для реализации проекта)3. Составление карты проекта (плана реализации целей проекта, затрагивающего все образовательные области согласно ФГОС дошкольного образования)Задачи:- Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).Основной этап:Вторник 9.03.2021г. Беседа «Зачем человеку деньги?»Проанализировать знания детей о деньгах, их названии, значении в жизни человека.Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»Проанализировать отношение родителей к вопросу финансового воспитания в семье.Среда 10.03.2021г. Просмотр презентации «Как появились деньги»Познакомить с историей возникновения денег, их изменением со временем, современным видом денег, электронными деньгами.Четверг 11.03.2021г. Просмотр мультфильма «Фиксики. Деньги»Проведение мероприятия «История денег» Вызвать интерес детей к теме денег, воспитывать понимание важности дружбы.Пятница 12.03.2021г. Проведение мероприятия «Какими бывают деньги?» Познакомить с названием денег в России, делением денег на купюры и монеты, с названием денег некоторых других стран.Понедельник 15.03.2021г. Проведение мероприятия «Чтобы я хотел купить в магазине?» (Рисование) Продолжать формировать представления детей о значении денег в социуме, развивать фантазию, мышление, умение передавать в рисунке задуманное.Вторник 16.03.2021г. Сюжетно- ролевая игра «Магазин» (игровая ситуация «Покупка продуктов»). Способствовать умению принимать на себя игровую роль, действовать согласно своей роли, вести ролевой диалог. Закрепить и активизировать в речи детей понятия «цена, рубль, монета, купюра,покупка».Среда 17.03.2021г. Индивидуальная работаРисование в нетрадиционной технике «Фроттаж»«Монета для Мухи- Цокотухи»Закрепить умение наносить штрихи в одном направлении, способствовать воспитанию усидчивости, выдержки.Консультация для родителей «Дети и деньги»Способствовать повышению грамотности родителей в вопросе экономической стороны воспитания ребенка в семье.Четверг 18.03.2021г. Дидактическое упражнение «Размен денег» Закрепить умение разменивать крупную монету на несколько более мелких, счет монет с разным номиналом.Пятница 19.03.2021г. Проведение мероприятия «Что можно и нельзя купить за деньги» (Коллективная аппликация в технике «коллаж») Развивать умение самостоятельно вырезывать картинку из журналов, наклеивать ее на основу. Воспитывать понимание важности дружбы, любви и заботы для каждого человека. Просмотр мультфильма «Фиксики. Копилка» Повторить некоторые факты из истории возникновения денег. Воспитывать бережливость в отношении денег.Работа с родителями:Примерные вопросы для анкетирования1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?2. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?3. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?4. Как ребенок относится к труду?5. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?6. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?7. Знают ли дети профессии родителей?8. Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?9. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?Заключительный этап:Проведение мероприятия «Все ли можно купить»Перспективы работы над проектом:Поскольку дети скоро пойдут в школу, считаю необходимым углубить работу по образовательной области «Познавательное развитие» (Раздел «ФЭМП», закрепить умение разменивать крупные монеты на несколько мелких, таким образом повторяя счет. В общих и индивидуальных беседах считаю необходимым продолжать воспитывать грамотное отношение к деньгам, чувство бережливости, осознания ценности денег, но в то же время понимания, что деньги зарабатываются трудом и не все в мире можно купить.Методическое обеспечение проектаИнтернет- ресурсы:1.htts://nsportal.ru/sites/default/files/2013/01/14/kopiya_konspekt_zanyatiya_po_r.r._aleny_konstantinovny.doc2.3.