Публикации Автором программа «Твоя профессиональная карьера" Спецкурс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Автором программа «Твоя профессиональная карьера" Спецкурс.
Автор: Солодовникова Инна Александровна

ПАСПОРТI раздел (заполняется автором программы)
  • Название разработки: «Твоя профессиональная карьера»
  • Форма разработки (программа учебного, факультативного спецкурса, программа дополнительного образования, учебно-методическое пособие): программа спецкурса для 8-9 классов.
  • Образовательная область, учебный предмет: психология, технология, география.
  • ФИО автора, должность, предмет преподавания, название учреждения, полный адрес ОУ:Солодовникова Инна Александровна учитель географии «МБОУ СОШ№5» город Братск, улица Обручева 11 А .
  • Группа пользователей (классы, возрастные группы детей, педагоги, родители...): программа предназначена для обучающихся 8-9 классов.
  • Количество часов на изучение программы (для факультативных программ, программ дополнительного образования): 68 часов (34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе).
  • Основа для разработки: программа внеурочной деятельности «Твоя профессиональная карьера» для учащихся 8-9 классов разработана на основеучебного пособия Г. В. Резапкиной "Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки для 9 класса, М., "Генезис", 2005 г..
  • Главная идея, целевая установка творческой разработки: Программа внеурочных занятий «Твоя профессиональная карьера» помогает школьникам ориентироваться при выборе профессии, и сделать этот выбор основываясь на свои личные качества.
  • II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)
  • Оценка адаптационной педагогической разработки администрацией школы: адаптационная программа внеурочных занятий «Твоя профессиональная карьера»Солодовниковой И.А.., учителя географии разработана в соответствии с содержанием основной образовательной программы школы, направлена на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ.Развивает общий кругозор учащихся.
  • Сфера использования авторской педагогической разработки в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения: адаптационная программа спецкурса «Твоя профессиональная карьера» предназначена для обеспечения внеурочных занятий учебного плана МБОУ «СОШ №5» в 8-9 классах.
  • III раздел (заполняется экспертом экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г. Братска).Программа спецкурса «Твоя профессиональная карьера» соответствует требованиям предъявляемым к структуре и содержанию авторской педагогической разработки (Приложение №5 к приказу ГлавУОиПО Иркутской области от 25.06.04 №1163). Рекомендована к внедрению в образовательный процесс (протокол заседания экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г. Братска от ____________ №____; приказ МАУ «ЦРО» г. Братска «Об утверждение решения экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г. Братска от _______________ № ___ )Эксперт ____________________________ ФИОПредседатель экспертно-методическогоСовета МАУ «ЦРО» г. Братска И.Н. Кускова.Оглавление.
  • Пояснительная записка стр.4 - 10
  • Содержание программы стр.11- 16
  • Учебно-тематический планстр.17- 24
  • Информационное обеспечение стр. 25 - 26
  • Приложениестр.27- 40
  • Пояснительная записка.Авторская адаптационного вида педагогическая разработка спецкурса «Твоя профессиональная карьера» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и предназначена для обучающихся 8 - 9 классов общеобразовательной школы. Программа базируется на учебном пособии Г. В. Резапкиной "Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки для 9 класса, М., "Генезис", 2005 г., а также дополнена блоком социально-психологических сведений и некоторыми тестами.Программа спецкурса предназначена для реализации части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана основного общего образования. Программа соответствует требованию, предъявляемому федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к общеобразовательным программам, которые направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ.В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.Срок реализации программы - 2 года, всего - 68 часов (8 класс – 34 часа, 9 класс – 34 часа), 1 час в неделю. Программа ориентирована на учащихся 8 - 9 классов. Курс строится с учетом психофизических характеристик обучающихся. Так как дети именно этого возраста отличаются повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, получать высокую оценку со стороны, усиливается тяга к межличностному, одновозрастному общению, объединение в группы по интересам. При обучении формируются коммуникативные способности учащихся, идет активное становление тех практических умений, которые в будущем понадобятся для совершенствования профессиональных способностей.Для успешного вхождения человека в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.Актуальностьвведения данной программы состоит в том, чтобы школьники легко могли ориентироваться при выборе профессии, и сделали этот выбор, основываясь на свои личные качества. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.Новизна программы спецкурса «Твоя профессиональная карьера» заключается в интеграции занятий, сотрудничество с социумом, использовании новых форм работы с детьми с использованием современных технологий, презентаций, виртуальных экскурсий, разработок. А также в программу включен раздел рассматривающий профессии связанные с образовательной областью естествознание.У школьников VIII—IX классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта.Соответственно профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.Программа направленана рассмотрение перехода к новым социально-экономическим отношениям. Которые вызывают изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и т. д.Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы, человеческих возможностей, поощрение творческих способностей, в конечном счете создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.Помочь учащимся ориентироваться в многообразном современном мире труда призван спецкурс «Твоя профессиональная карьера»- это этап самоопределения.Целькурса:
  • развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
  • Задачи программы:
  • сформировать у учащихся системы знаний, представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях;
  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • сформировать у учащихся представлений о рынке труда и рынке образовательных услуг;
  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
  • сформировать (развить) у учащихся навыки рефлексии, в том числе навыки анализа своих интересов, способностей, возможностей, анализа собственного опыта познания;
  • освоить учащимися технологии (механизмов) принятия решения в ситуациивыбора образовательной траектории; формирование умения принимать решения;
  • сформировать у учащихся представлений о профессиях связанных с наукой географией;
  • активизировать личностную позицию учащихся в ситуации профессионального выбора, сформировать уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта;
  • Ожидаемые результаты.Личностные результаты:
  • адекватная система представлений учащихся о себе;
  • наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта;
  • владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора;
  • активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта;
  • наличие подготовленного (прописанного) образовательно-профессионального проекта у каждого учащегося.
  • Метапредметные результаты:
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Предметные результаты.Учащиеся должны знать:
  • типы образовательных учреждений;
  • классификацию профессий;
  • понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
  • возможности приобретения профессии;
  • возможные пути получения профессионального образования;
  • возможности рынка образовательных услуг региона;
  • особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования;
  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры.
  • На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
  • определять предмет и задачи курса;
  • различать формы обучения;
  • определять типы образовательных учреждений;
  • находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам
  • профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
  • Учащиеся должны иметь представления:
  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • о современных формах и методах организации труда;
  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
  • о предпринимательстве;
  • о рынке труда.
  • Учащиеся основной средней школы в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами получают предпрофильную подготовку по различным профессиям, овладевают общими способами организации практической деятельности. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня и дальнейшего профессионального образования.Программа состоит из отдельных разделов, каждый раздел следует друг за другом, их последовательность строго определена. Каждый раздел и входящие в него занятия завершаются подведением итогов и рефлексией учащихся.Для достижения поставленных целей и задач планируется проведение лекционных и практических занятий, индивидуальных консультаций и самостоятельная работа учащихся в соответствии с выделенными тематическими разделами.Занятия включают теоретическую и практическую формы работы.Реализация программы предполагает индивидуальные (консультации, диагностика, работа с рабочей тетрадью) и групповые формы работы (игры, дискуссии, обсуждения и т.д.), работу под руководством преподавателя или самостоятельную работу (выполнение практических заданий в рабочей тетради, выполнение домашних заданий). Среди методов работы используются такие, как дискуссии, информационные сообщения, проведение диагностик. Ряд используемых упражнений и процедур, предусмотренных программой и приведенных в соответствующих литературных источниках, допускают внесение определенных корректировок с учетом целей соответствующего занятия и особенностей группы, в которой реализуется данная программа.Программа строится на принципах гуманистической психологии, субъектно-деятельностного подхода, основные положения которого можно охарактеризовать следующим образом:- личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора;- каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований;- человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря своим смыслам и ценностям;- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.В рамках данного подхода решающее значение для профессионального развития личности имеет становление "Я-концепции", т.е. представлений личности о себе во взаимодействии со своим окружением, с реальными ситуациями. Детерминантами "Я-концепции" выступают прошлое личности и ее будущее. Профессиональная карьера понимается как процесс постоянной адаптации личности к миру труда, а развитие карьеры как последовательность решений субъекта.Данные посылки формируют основную стратегию работы в рамках программы, а именно – активная проба сил, получение опыта, самоанализ школьником себя и собственных шагов в ситуации самоопределения относительно будущего профиля обучения, индивидуального образовательного маршрута, возможного варианта профессиональной карьеры. Разделы программы определены с учетом необходимости и достаточности освоения школьником основных условий и факторов выбора, являющихся основой для построения образовательно-профессионального проекта. Позиция педагога - поддержка и развитие способности личности строить свое собственное профессиональное будущее, помощь школьнику в его собственных шагах по решению вопросов профессионального самоопределения.Актуальность профессионального самоопределения школьников подчеркивается и в современной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся и предполагающей за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.Сегодня выпускников школ волнуют следующие вопросы:Как выбрать "свою" профессию? Какие специальности востребованы и перспективны? Где можно получить выбранную специальность? Какие есть новые специальности и в чем их особенности? Как согласовать свой выбор с мнением родителей? Как принять "верное" решение?Ответы на поставленные вопросы школьник может получить (при соответствующем сопровождении со стороны специалиста) посредством отбора и анализа необходимой информации, включения в процедуры диагностики и самодиагностики интересов и познавательных способностей, участия в деловых и профориентационных играх, анализа собственного опыта проб и ошибок в ходе учебного процесса и освоения элективных курсов, опыта взаимодействия с другими людьми в разных жизненных ситуациях, опыта участиявразного рода творческих проектах и др.Таким образом, предлагаемая программа предпрофильной подготовки «Твоя профессиональная карьера» позволит школьникам получить ответы на волнующие вопросы и принять обоснованное решение о дальнейшей образовательной траектории и перспективах профессионального становления.Методы и формы обучения, используемые для реализации программы:
  • групповые, индивидуальные;
  • психологическое анкетирование;
  • рассказы, объяснения с показом нужных объектов;
  • беседы;
  • использование различных источников информации;
  • использование фотографий, иллюстраций;
  • использование аудио и видео материалов;
  • семинары;
  • лекции;
  • круглые – столы;
  • экскурсии;
  • практикумы;
  • консультации специалистов;
  • викторины;
  • фотоотчёт;
  • защита проектов.
  • Формы контроля:
  • презентации;
  • сообщения;
  • карточки-задания;
  • тест;
  • буклеты.
  • Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается проведение защиты проектов, на котором учащиеся представят свои проектные работы.Содержание программы8 класс9 классСодержание спецкурса «Твоя профессиональная карьера»68 часов.8 класс(34 ч.)Введение – 1 ч.Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.РазделI. Мои возможности – 12 ч.Самооценка. Виды самооценки. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности.«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовое состояния).Мышление. Виды мышления. Особенности мышления.Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.Свобода. Специфика поведения внутренне свободного человека. Развитие внутренней свободы. Диагностические процедуры. Методика «Самооценки» (комплексная методика диагностики способности школьника к профсамоопределению). Методика «Кто я?». Теппинг-тест; проба Ланчиса. Составляющие темперамента. В мире человеческих чувств. Тест «Умеете ли вы, справляться со стрессом. Диагностика особенностей мышления и креативности. Методики «Воспроизведение ряда цифр», «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременно словесной памяти), «Перепутанные линии», «Отыскание чисел». Опросник «Какая у меня воля?».Практическая работа.Составление «древа» психологических качеств личности. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях. Самонаблюдение за динамикой настроения. Выполнение упражнений по воспитанию воли. Выполнение упражнений по развитию внутренней свободы.Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». Ознакомление с простейшими приемами психическойсаморегуляции. Психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино», «Муха», «Хромая обезьяна».Раздел II. Мир профессий – 10 ч.Способы классификации профессий. Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.Типы профессий.«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» _ человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план. Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией). Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.Диагностические процедуры. Тест наопределение типа профессии. В мире интересов и склонности. Практическая работа. Составление схемы – хочу, могу, надо. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий). Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда. Конкурс «Угадай профессию».Развивающие процедуры.Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы. Деловая игра «Модель идеального города». Деловая игра «Мэрия».Раздел III. Способности и профессиональная пригодность – 11ч.Способности. Классификация способностей. Практика. Практические виды деятельности.Интеллект. Интеллектуальные виды деятельности.Физические виды деятельности.Социум. Профессии социального типа.Офис. Офисный вид деятельности.Предпринимательство. Артист. Артистические способности. Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.Диагностические процедуры.Методика «Оценка способностей». Тест оценки предпринимательских способностей. Методика самооценки индивидуальных особенностей.Практическая работа.Составление схемы «Мои способности». Составление схемы «Физические виды деятельности». Демонстрация своих артистических способностей. Знакомство с описаниями профессий. Защита проекта «Моя будущая профессия»Развивающие процедуры.Игра «Мой офис».
  • класс (34 ч.)
  • Введение – 1ч.Цели и задачи курса в 9 классе. Содержание, специфика занятий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».Раздел IV. География основа многих профессий – 21 ч.Агроном. Антрополог.Археолог. Военный.Географ. Геолог. Геоморфолог. Геодезист. Гидролог. Годный инженер. Демограф. Дипломат. Журналист. Инженер-градостроитель.Капитан корабля. Картограф. Климатолог. Ландшафтный архитектор.Лесник. Логистик. Медицинский географ. Маркетолог.Международные отношения. Менеджер в туризме.Метеоролог. Океанограф.Организатор досуга. Пилот. Социолог. Специалист по транспортному планированию.Статистик. Таможенный чиновник.Торговый аналитик. Турагент. Учитель. Фермер.Эколог. Экономист в сельском хозяйстве.Экономист окружающей среды. Экскурсовод.Практическая работа.Описание профессии по плану.Создание презентации. Визитная карточка профессии.Анализ карт атласа.Мини-сочинение «Профессия – климатолог».Составить вопросы, оформить результаты в виде фотоотчета.Проведение экскурсии по школе. Оформление буклета.Развивающие процедуры. Игра «Город моей мечты».Раздел V. Планирование профессиональной карьеры – 12 ч.Мотивы. Мотивация. Потребность. Причины потребностей.Ошибка. Причины ошибок. Последствия. Как исправить ошибку?Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование. Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы. Занятость населения. Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста.Самопрезентация. Виды самопрезентации. Стратегия. Цели. План действий. Корректировка. Результат.Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.Обобщающее занятие.Защита проекта «Моя будущая профессия связана с географией».Профконсультационные услуги (экскурсии, консультации специалистов).Практическая работа. Решение карточек-заданий, анализ ситуаций.Составление индивидуальной программы самовоспитания.Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.Письменная работа «Мой путь в профессию».Самопрезентация.Составление плана-стратегии выбора профессии.Анализ личного профессионального плана.Развивающие процедуры. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации».Деловая игра «Малое предприятие».Деловые игры «Современный рынок труда» (защита профессии), «Профконсультация».Учебно-методический план.Информационное обеспечение.
  • Ансимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.
  • Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. – М., 2010.
  • Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.
  • Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.
  • Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.
  • Групповаяпрофконсультация для выпускников 9-11 классов (методические материалы). Изд. 2-е, доп. / Сост.: И.В. Кузнецова, Т.Н. Кузьмина, В.В.Радченко. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.
  • Карьера: учебля 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2007.
  • Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.
  • Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.
  • Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.
  • Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.
  • Кабаков В. С, Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа,
  • решения. — Л., 1990.
  • Крутецкий В. А. Психология: Учебля учащихся пед. училищ. - М., 1986.
  • Кучевская П. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.
  • Методическое пособие для учителя. Г.В.Резапкина «Психология и выбор профессии» для учащихся 9-х классов. – М., «Генезис», 2005.
  • Методическое пособие для учителя. Г.В.Резапкина «Я и моя профессия» для учащихся 9-х классов. – М.,«Генезис», 2000.
  • Мир профессий: В 6 т. - М., 1985-1989.
  • Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.
  • Переход крынку: концепция и программа. — М., 1990.
  • Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.
  • Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005.
  • РомановА.А., Саакянц Р.Г. География туризма. - М.: Советский спорт, 2002.
  • Скурат Г.Г. Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми. – СПБ.: Речь, 2008.
  • Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / под ред. С. II. Чистяковой.— М., 2006.
  • Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. метариалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2008.
  • Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М., 1987.
  • Чистякова. С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. / подед. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2005.
  • Интернет ресурсы.
  • .
  • Приложение.Приложение 1.Самооценка ребёнка успешности своего участия в коллективной работе или группы.Фамилия, имя ученика _____________________________________________Приложение 2.Самооценка работы в группе.Поставьте знак «+» в соответствующей колонкеПриложение 3.Памятка «Этапы исследования».
  • Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
  • Выбранную тему обсудить на заседании своей секции или индивидуальной консультации с руководителем.
  • Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор определил самостоятельно.
  • На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
  • На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
  • Оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции. Выступление может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы).
  • Приложение 4. Памятка «Исследовательские умения, необходимые школьнику для работы».
  • Умение работать с рекомендованной литературой.
  • Умение работать с литературными источниками - основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучить все термины и понятия. Для того, что разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
  • Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Для того, чтобы убедиться, что то или иное положение в книге верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:
  • Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
  • Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
  • Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
  • Умение четко и ясно излагать свои мысли.
  • Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: « Я считаю», «Я думаю», «Мне известно», «Анализ фактов показывает», «Я не согласен с тем, что...». 4. Умение оформить материал.
  • Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:
  • титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;
  • текст работы должен быть пронумерован;
  • работа должна иметь оглавление;
  • основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);
  • если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;
  • работа должна быть снабжена списком использованной литературы.
  • Приложение 5.Основные требования к представляемым для участия в конференции (семинаре) работам.
  • четкость и доступность изложения материала;
  • соответствие темы работы ее содержанию;
  • актуальность и практическая значимость работы;
  • эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы:
  • наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
  • умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
  • оформление научной работы;
  • культура выступления на конференции.
  • Приложение 6. План описания профессии.
  • Суть профессии.
  • История возникновения.
  • Особенности профессии.
  • Необходимые личные качества.
  • Образование.
  • Место работы.
  • Используемые приборы.
  • Достоинства и недостатки профессии.
  • Медицинские противопоказания.
  • Родственные профессии.
  • Известные люди в этой профессии.
  • Приложение 7.Карточка – задание «Опишите профессию».Приложение 8.Карточка – задание «Назовите профессию».Приложение 9.Лист оценивания презентации ученика.Приложение 10.Критерии оценки буклета.Приложение 11.Критерии защиты проекта.Приложение 12.Тест «Угадай профессию». Установите соответствие.Приложение 13.Задание «Ключевые слова». Определите, к каким профессиям относятся группы слов.
  • Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники.  (Архитектор)
  • Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье.  (Портной)
  • Белый халат, больной, поликлиника, диагноз.  (Врач)
  • Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр)
  • Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты.  (Журналист)
  • Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай.  (Агроном)
  •                                                                                                                                                      Приложение 14.Критерии оценки сообщений учащегося.
  • Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы
  • (3 балла).
  • Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов (3 балла).
  • Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение (3 балла).
  • Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение терминологией(3 балла).
  • Итого: 12 баллов – оценка «5»9 – 11 баллов – оценка «4»5 – 8 баллов – оценка «3»