Публикации
Программа кружка "Краеведение"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа кружка "Краеведение"
Автор: Головина Любовь Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа кружка "Краеведение"
Автор: Головина Любовь Васильевна
МБОУ «ВОК»Структурное подразделение Кукетская школаРабочая программа по курсу«Краеведение»1-4 классына 2022-2023 учебный год разработала учитель: Головина Л.В.Рабочая программа по курсу «Краеведение» для 1- 4 класса 2022 - 2023 учебный год«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,но и знать о них, приучает их интересоваться историей,искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.Это самый массовый вид науки».Д.С. ЛихачёвПояснительная записка Рабочая программа курса «Краеведение» составлена на основе:Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. N 373); Письма Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.) СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189); Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов и курсов»; Авторской программы Князевой Н. А. «Маленький Пермяк» «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 занятия в год. Во 2-4 по 34 занятия в год (1 занятие в неделю). Цели программы:Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся; Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края; Воспитание любви к природе родного края; Формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков; Задачи программы:Образовательные:Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества; Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа; Закрепление знаний на практике. Воспитательные:Формирование уважительного , бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, кругу знакомых и близких; Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях. Развивающие:Способствование развитию психологических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.); Развитие кругозора учащихся. Общая характеристика учебного курса. Материал каждого занятия рассчитан на 35- 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.Принципы программы:Системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 1-4 классах обеспечение преемственности обучения; Научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний; Доступность: от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию; Наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной, справочной литературы, ИКТ; Деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно; Активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательство и логику мышления; Прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки. И подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления; Уважительного отношения к детскому творчеству: преставление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ. Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и тд. В программе каждого класса прослеживается:Преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческого задания на более высоком уровне. Теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий. Умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно. Картины. Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.Место предмета в учебном плане. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования и в соответствии с учебным планом школы на изучение курса «Краеведение» в первом классе 33 занятия в год, во 2-4 по 34 занятия в год (1 занятие в неделю). Часы на изучение курса «Краеведение» выделены из федерального компонента (внеурочная деятельность)Личностные и метапредметные результаты изучения курса «Краеведение». В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.Личностные результаты.У учеников будут сформированы:· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;· целостность взгляда на мир;· осознание значимости изучения понятий курса для личного развития.Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).Регулятивные УУД:Обучающийся научится:· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем и самостоятельно;· планировать свои действия на отдельных этапах работы;· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».Познавательные УУД:Обучающийся научится:· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;· проявлять индивидуальные творческие способности.Коммуникативные УУД:Обучающийся научится:· включаться в диалог, в обсуждение, проявлять инициативу и активность· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;· обращаться за помощью;· формулировать свои затруднения;· предлагать помощь и сотрудничество;· слушать собеседника;· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;· формулировать собственное мнение и позицию;· осуществлять взаимный контроль;· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.Содержание учебного курса. Первый год обучения. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром.Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.Следующим этапом идет знакомство уже с историей города Перми, гербом и флагом, с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми, которые жили в городе. И в завершении программы знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями, с картой Пермского края.На втором курсе обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. На втором году обучения дети знакомятся с картой края, учатся называть соседей и находить их местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения, связь истории страны с историей семьи. Могут ориентироваться в литературном наследии семьи, края. Называют фамилии и произведения пермских писателей и поэтов, а также писателей и поэтов Верещагинского района. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки.На третьем курсе обучения больше времени отводится на с картой края, с его районами, улицами, музеями, театрами, цирком, , с историей их возникновения. Продолжается более углубленное изучение произведений пермских писателей, трудового подвига людей в годы Великой отечественной войны и в настоящее время. Знакомство с Красной книгой Пермского края, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять. Более подробно изучается , проводится интерактивное знакомство со столицей нашей Родины – Москвой, заочная экскурсия по городам «Золотого кольца», заочные встречи со знаменитыми людьми нашей страны. Составляются кроссворды по различным темам, презентации, выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскурсии по достопримечательностям города и края, встречи с пермскими писателями, , интересными людьми, живущими радом.На четвертом курсе обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам. А также изучается значение и вклад людей, живущих рядом в историю, искусство, в целом. Дети готовят свои презентации, доклады, проекты на одну из тем. Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение литературы Прикамья. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы, создавать свои произведения. У детей должен быть сформирован устойчивый интерес к творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле. 6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 1 классТематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 2 классТематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 3-4 классыМатериально-техническое обеспечение образовательного процесса. Интернет ресурсы:Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». Режим доступа: Учительский портал К уроку.ru www.k-yroku.ruCеть творческих учителей Планируемые предметные результаты освоения учебного курса. Курс программы «Краеведение» поможет первокласснику к концу учебного года: приобрести знания об истории, культуре, географии своего края через изучение достопримечательностей своего района, города; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. развить инициативу, активность, самостоятельность, самореализацию познакомиться с литературой Прикамья и её авторами; овладеть методами проектной деятельности; собирать материал по данным темам, обобщать, делать выводы, защищать проектные работы; принять участие в создании альбомов «Край, в котором я живу», «Пермские детские писатели» и др., выставок рисунков и поделок, в изготовлении газет, журналов, детских книжек – малышек для пополнения классной библиотеки. называть государственные символы Перми и Пермского края; ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край; называть 2-3 достопримечательности края, города, рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных; родного края; соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения; выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами; добросовестно выполнять обязанности учащихся школы; ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя; анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации; создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно; вести исследовательскую работу и участвовать в самостоятельно или с помощью взрослых.