Публикации "Интерактивный стол «ВИЭЛЬ» как эффективное средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Интерактивный стол «ВИЭЛЬ» как эффективное средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ"
Автор: Гончарова Ксения Александровна

Интерактивный стол «ВИЭЛЬ» как эффективное средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗВнедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-компьютерные технологии обучения для повышения мотивации детей с нарушениями речи к получению и усвоению новых знаний. Интерактивный стол логопеда «ВИЭЛЬ» со специальным программным обеспечением – это профессиональное оборудование рабочего места логопеда. Стол специально разработан для детей дошкольного и младшего школьного возраста и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Новая уникальная технология позволяет считывать до 10 одновременных касаний, что делает его незаменимым для совместной работы небольших групп учащихся.Преимущества работы с интерактивным столом:- Интерактивный стол имеет предустановленное специальное логопедическое программное обеспечение, направленное на преодоление общего недоразвития речи различного уровня. Задания программы направлены на развитие речи, коммуникативных навыков, социализации и могут быть использованы логопедами, дефектологами, а также воспитателями логопедических групп детского сада.- Стол оснащен функцией наклона, при проведении занятия это позволяет подстроиться под физиологические особенности детей.- Увлекательные задания позволят разнообразить занятия логопеда и повысить мотивацию детей к преодолению речевых нарушений, научат работать как в команде, так и самостоятельноПрограммное обеспечение интерактивного стола «ВИЭЛЬ» позволяет выбирать удобную форму проведения занятий от индивидуальной до подгрупповой. Кроме того, при подгрупповой работе, возможны разнообразные варианты предъявления заданий:-Индивидуальный — каждый ребенок подгруппы выполняет задание самостоятельно в своей рабочей области (максимально может быть 6 индивидуальных полей).-Командный — задание предъявляется двум командам, экран стола в этом случае разделен на две зоны, материал по-прежнему хорошо виден каждому ребенку.-Коллективный — задание предъявляется в полноэкранном режиме.Разделы компьютерной программы «Карусель» представлены заданиями на развитие мелкой моторики, фонематического восприятия, автоматизации и дифференциации звуков, развитие лексической, грамматической и связной стороны речи. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи. Задания на развитие мелкой моторики представлены в виде пазлов с возможностью выбора количества деталей и их форм. Ребенку предлагается серия разных изображений, которые нужно собрать путем передвижения деталей, а если ребенок столкнулся со сложностями – в задании есть функция подсказки.Узнавание и различение неречевых звуков - основа для развития фонематического слуха. И данный раздел помогает нам в его развитии. Ребенку дается на выбор 4 группы звуков: голоса животных, музыкальные инструменты, звуки окружающего мира и голоса. Выбрав группу ребенок должен соотнести услышанный звук с подходящим персонажем или предметом. Фонематическая сторона речи отвечает за умение различать и дифференцировать фонемы родного языка. Для развития восприятия программа предлагает задания с паро́нимами. Задание заключается в поиске слов сходных по звучанию, но различающиеся лексическим значениям.Второе задание - Различение слов по числу слогов от 1 до 3х. Предлагается рассмотреть изображение, определить количество слогов и перетянуть картинку в нужное окошко. При допуске ошибки – картинка вернется в исходное положение.Для развития фонематического анализа и синтеза предлагаются задания на определение заданного первого или последнего звука в изображениях на экране. Раздел автоматизации звуков содержит задания для отработки и закрепления правильного произношения поставленного звука в речи. Задания разделены по этапам автоматизации: автоматизация в слогах, в словах и в предложениях. Ребенку предлагается повторить услышанную слоговую цепочку, слово или предложение, тем самым помогает ввести поставленный звук в речь. Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Для отработки данного навыка предлагается задание с определением заданных звуков в словах. Для выполнения задания ребенок должен определить наличие заданного звука в изображении и перетянуть его в нужную колонку.Лексическая сторона речи включает в себя словарный запас - все слова, значение которых ребенок понимает или которые употребляет. В этом боке представлены задания для расширения словарного запаса за счет употребления обобщающих слов. Для выполнения задания предлагаются изображения, которые надо распределить на группы «Одежда», «Обувь» и «Головные уборы».Для совершенствования навыков правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи предлагается задание на составление парк картинок с проговариванием их отличий.Словообразование — это процесс, при котором новые слова образуются путем изменения или комбинирования морфем, значимой части слова (корень, приставка, суффикс). Для формирования навыков словообразования программа предлагает задания с образованием уменьшительно ласкательных форм существительных и поиском детенышей животных. Раздел словоизменение представлен заданиями по формирование предложно-падежных конструкций «Расскажи, что есть у Вани и у Даши?», понятий единственного и множественного числа «Назови один-много», работа с предлогами «Где птичка?». Связная речь - это продолжение мыслительного процесса. В ней выражена логика мышления детей, его способность мыслить и воспринимать услышанное. Задания по развитию связной речи по средствам пересказа. Педагог может выбрать уровень сложности текста, на экране появляется картинка и по ней проигрывается текст, который ребенок должен будет пересказать после прослушивания с опорой на картинку.Итак, использование компьютерного стола позволяет:- повысить качество логопедических занятий с детьми, имеющими нарушениями речи за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации занятий; -предоставлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность материала; -как следствие, это позволяет мобилизовать внимание детей;- развивать психологическую базу речи: восприятие, внимание, память за счет повышения уровня наглядности; -раскрывает широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности логопедам и дефектологам.