Публикации Конспект урока русского языка с самоанализом. 6 класс. "Не с существительными"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока русского языка с самоанализом. 6 класс. "Не с существительными"
Автор: Корнилова Алёна Михайловна

Правописание НЕ с существительнымиХод урока
  • Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
  • - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке. Меня зовут Петрова Алена Михайловна. Поприветствуем друг друга улыбкой, поделитесь хорошим настроением. (Эпиграф на слайде. Слайд 1)Улыбнись, когда на небе тучи!Улыбнись,когда в душе ненастье!Улыбнись!И сразу станет лучше!Улыбнись!Вы ты же чье-то счастье! - На столах у вас лежат листочки со смайликами, отметьте то выражение, которое соответствует вашему настроению. (слайд)II. Актуализация знаний. Проблемная ситуацияРаспределительный диктант. РАБОТА В ПАРАХ- Распределите слова по группам, раскрыв скобки (слова на листочках): (Не)любит, (не)годовал, (не)знает, (не)навидит, (не)счастье, (не)чувствовал, (не)доумевал. (На листочках в 2 колонки запишите их )- Будьте внимательны. Проверьте. Почему вы так распределили? Какое слово оказалось лишним? (Не с глаголами в 2 группылитное и раздельное написание, слово «несчастье» лишнее). (слайд)- Знаем ли мы правило правописания НЕ с существительными?- Какая проблема возникла? Мы не знаем, как пишется НЕ с именами существительными.III. Формулирование темы. Целеполагание.- Сформулируйте тему урока. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ - Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока. - Кто знает, какое сегодня день? 20 декабря – Международный день солидарности. Отмечается с 2005г.Солидарность – это единство действий, взаимопомощь, поддержка людей. Поэтому мы сегодня на уроке будем совместно решать ту проблему, которую выявили. (на доске записано, один ученик читает вслух) - Сегодня вам предстоит выступить в роли исследователей. Вы сами выведете правило правописания НЕ с существительными. - Итак, определите цели урока.(Научиться распознавать, когда НЕ существительными пишется слитно, когда – раздельно; Чем является НЕ: частицей, приставкой или частью корня) (слайд)Прием «Мыслительный лист» - Отметьте на листочках, что вы знаете о частице, приставке, части корня НЕ (заполнить только 1-2 колонки) (слайд)ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛIV. Изучение нового материала
  • Исследование языкового материала
  • - Итак, исследователи, понаблюдайте над языковым материалом, сделайте выводы, а потом мы обсудим результаты работы. Ответить на вопрос: «При каком условии НЕ с существительными пишется слитно, а при каком раздельно?» РАБОТА В ГРУППАХ (на партах лежат карточки с материалом)
  • Недуг 2. Недруг 3. Не друг, а враг 4. Не тетрадь
  • Ненастье 2. Неправда 3. Не правда, а ложь 4. Не лев
  • Небрежность 2.Несчастье 3. Не счастье, а горе 4.Не солнце
  • - Какие выводы можете сделать по пунктам? Чем является в таких словах НЕ. (с места рассказывают один из представителей группы)2. Работа с учебником- Откройте учебник на стр. 150 параграф 51. Прочитайте правило. Соответствуют ли ваши выводы, которые вы сделали самостоятельно, правилу в учебнике? - Вернемся к эпиграфу урока. Объясните написание существительного с НЕ. (Слово «Ненастье» - без НЕ не употребляется) (слайд) 3. Работа в группах - Составьте алгоритм применения правила. Допишите правило и примеры.Используя данный алгоритм, расскажите правило. Я предлагаю вам такую схему (Прием «Фишбоун»): (Слайд) 4. Защита работы – рассказать правилоV. Мотивация к дальнейшему изучению. Первичная проверка - Теперь вы знаете, как пишется НЕ с именами существительными. А зачем нам это нужно знать? Где свои знания можете применить?(На итоговой аттестации в 9 и в 11 классах.) - Другими словами, вы не хотите быть невежами и невеждами? А что они означают?Словарная работа. Работа со словарем (2 ученика зачитываеютт) Запись в тетрадяхНЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек. НЕВЕЖДА – мало знающий, необразованный человек. (слайд) - Почему с этими словами НЕ пишется слитно? (Без НЕ не употребляется). Т.Е. в этих словах НЕ входит в часть корня. Выделим в словах корни. (1правило) - В лексике русского языка как называются такие слова? (Паронимыслова, которые почти одинаково звучат, но имеют разные значения.)Это тоже встретится на ЕГЭ.VI. Физминутка (слайд)Какое слово встретилось с НЕ? (НЕЗНАЙКА) – без НЕ не употребляется)VII. Первичное закрепление материала - Итак, не будем невеждами, для этого будем учиться писать НЕ с существительными.1. Индивидуальная работа. - На экране слова. Подберите к словам синонимы с НЕ (т.е. с одинаковым значением). Применяя свой алгоритм, выполните задание.Ложь – Горе – Болезнь – Беспорядок –Враг - - Вывод: Как записали эти слова? Слитно. Почему? Если можно заменить синонимами. Значит, чем является в этих словах НЕ? Выделите. (2 правило) (слайд) - Оцените себя по шкале. 2. Работа в группахТворческое задание. Работа с пословицами. «Собери пословицы». Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача - правильно их собрать и записать (записывают по одному предложению в группе):А. (НЕ) работа сушит, а забота.Б. (НЕ) печь кормит, а руки.В. Глупость (НЕ) порок, а беда.Г. Дружба крепка (НЕ) лестью, а правдой и честью.Вывод: Как нужно писать в этих пословицах? (Раздельно). Каким правилом руководствовались? Значит, в этих словах НЕ является частицей. (3 правило) (слайд)VIII. ЗакреплениеПрием «Эстафета»РАБОТА ПО РЯДАМ: каждому ряду подобрать слова с «НЕ» всегда слитно; с «НЕ» слитно; «НЕ» всегда раздельно- Проверяем. Как справились? Кто вы: Незнайка или Знайка? (слайд ) - Возникли затруднения или сомнения? Вернитесь к мыслительным листам (Инсерт), дополните последнюю колонку. (слайд)IX. Рефлексия - Итак, ребята, вы сегодня выступали в роли исследователей и самостоятельно вывели правило. Вы большие молодцы! Тема сложная, на следующем уроке вы продолжите над ней работать. - Достигли ли мы своих целей?X. Домашнее задание – дифференцированное (слайд)1. на «4» - упр. 2872. на «5» - найти и выписать пословицы, где встречается правописание НЕ с существительными.XI. Оценивание - Как бы вы себя оценили? - Ребята, мы с вами начинали урок с определения вашего настроения на смайликах. Поменялось ли оно теперь? Выберите нужный смайлик и прикрепите на доску (с помощью магнитиков).. (Можно изобразить в виде ромашки)Самоанализ урока учителя русского языка и литературыПетровой Алены Михайловны
  • Тема «Правописание НЕ с именами существительными»
  • Дата проведения: 20.12.2018 г. Класс: 6 «б» класс.
  • Данный урок был 14-ым  в системе уроков по теме «Имя существительное». Тема рассчитана на 2 урока.
  • Этот урок связан с предыдущими уроками и опирается на знания, полученные ранее.
  • Данный урок был посвящен не только введению нового материала, но и закреплению уже полученных знаний по теме «Имя существительное», «Глагол» из раздела «Морфология. Орфография. Культура речи».
  • При подготовке к уроку были учтены следующие требования:
  • - Содержание учебного материала соответствовало требованиям образовательного стандарта и учебной программы.- Теоретическое изложение учебного материала было доступно учащимся, выстроено научно, логично, последовательно.- В основу урока был положен системно-деятельностный подход. 6. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 7. Тип урока: Ознакомление с новым материалом. 8. Ребята 6 «б» класса очень активные, эмоциональные, с удовольствием участвуют в учебных и внешкольных мероприятиях.9. Цели урока:1)  Предметные:  способствовать  формированию  и  развитию  умений  и  навыков  в  определении  правописания НЕ с именами  существительными;  способствовать формированию умений использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с существительными.2)  Личностные:  способствовать  развитию  речи  учащихся,  обогащению словарного  запаса;  учить  анализировать,  сравнивать,  обобщать  и  систематизировать  понятия;  способствовать  формированию  и  развитию  самостоятельности  учащихся;  способствовать  формированию  и  развитию  познавательного  интереса  учащихся  к  предмету; способствовать умению аргументировать свое мнение и сохранять доброжелательное отношение друг другу 3)  Метапредметные:  способствовать  формированию  и  развитию  нравственных,  трудовых  и  эстетических  качеств  личности.10. На уроке решались следующие задачи:- Способствовать  развитию  умений  учащихся  обобщать  полученные  знания,  проводить  анализ,  сравнение,  делать  необходимые  выводы, составлять алгоритм и пользоваться им. Обеспечить  ситуации,  способствующие  развитию  умений  анализировать   и  различать  слитное и раздельное написание с НЕ имён  существительных.  Обеспечить  условия  для  развития  умений  грамотно,  чётко  и  точно  выражать  свои  мысли.Эти задачи были направлены на усвоение нового материала, на умение определять слитное и раздельное написание имен существительных. 11. В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты: Предметные:
  • Знать условия выбора правописания НЕ с существительными, опознавательные признаки изученных орфограмм
  • Уметь применять изученное правило, объяснять выбор условия, грамотно строить свою устную и письменную речь.
  • Личностные:
  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
  • Метапредметные:
  • Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)
  • Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
  • Уметь находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД)
  • Уметь обобщать и делать выводы (Познавательные УУД)
  • 12. В ходе урока сочетались работа в парах, групповая, фронтальная, индивидуальная работы.13. Соблюдены были структурные компоненты урока:1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация3. Формулирование темы и целеполагание4. Изучение нового материала.(исследование языкового материала, работа с учебником и составление алгоритма )5.Мотивация к дальнейшему изучению. Первичная проверка.6. Словарная работа 7. Физминутка8. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.9. Самостоятельная работа10. Подведение итогов урока, рефлексия11. Домашнее задание.12. ОцениваниеЯ считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 18 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.На данном занятии использовались технологии:- здоровьесберегающие технологии (проведение физминутки)- технологии коллективного сотрудничества, (ребята учились работать в коллективе, сообща.) - компьютерные технологии (на уроке использовалась презентация)- технология развития критического мышления (прием Инсерт, Фишбоун) 14. С точки зрения психологии и методики преподавания все использованные на уроке приемы работы соответствовали возрастным возможностям учащихся. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.15. Домашнее задание было дифференцированной 16. Изменений в ходе урока не было. 17. Мне удалось достичь цели урока, решить поставленные задачи урока, избежать перегрузки и переутомления учащихся. 18. Общая самооценка урока: средняя. 19. В целом, урок прошел успешно. На мой взгляд, можно отметить несколько недочетов: излишняя эмоциональность речи учителя и недостаточно сформированное умение учителя распределять внимание на уроке. В конце урока я оценила деятельность детей, но с моей стороны не были выставлены детям отметки.20. Именно над ошибками предстоит поработать в будущем.