Публикации «Игрушка - неваляшка» конспект экспериментально-творческого занятия для детей подготовительной группы ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игрушка - неваляшка» конспект экспериментально-творческого занятия для детей подготовительной группы ДОУ
Автор: Колисниченко Наталья Геннадьевна

«Игрушка - неваляшка»конспектэкспериментально-творческого занятиядля детей подготовительной группыЗадачи: - познакомить детей с историей происхождения неваляшки; учить их самостоятельно выдвигать гипотезы и проводить исследования, делать выводы; научить делать неваляшку из бросового материала (контейнер от киндер-сюрприза), дополняя деталями из пластилина; - пополнять словарный запас словами: Ванька-встанька, кувыркан, Дарума; развивать познавательные процессы;- воспитывать активность, самостоятельность, интерес к созданию народной игрушки.Оборудование:- разные игрушки, закрытые тканью, скорлупки от яиц, пластилин, контейнеры от киндер-сюрпризов, скотч, клей.ХодСтолы стоят полукругом, перед ними стол для воспитателя, в стороне стол с игрушками; на столах у детей контейнеры, пластилин, доски для лепки; у воспитателя – яичная скорлупа, клей, пластилин, контейнер.По звонку колокольчика дети подходят к воспитателю. - Дети, я предлагаю вам пойти в гости к игрушке. А что это за игрушка вы должны догадаться сами. Давайте поиграем в игру «Да-нет». Согласны? Игра «Да-нет»Раз вы не можете догадаться, то отгадайте загадку:Вот упрямая игрушка,Не уложишь на подушку.Она совсем не хочет спать,Положу – встаёт опять!Стоит и качается, как называется? (ответы детей)- Правильно, это неваляшка. Посмотрите, сколько на столе игрушек, но они все закрыты тканью. А вы сможете отгадать, где здесь неваляшка, не поднимая ткани? Как отгадали? (ответы детей)- Давайте посмотрим (вытаскивают игрушку). Как зовут эту куклу? Дети, а вы знаете как появилась эта игрушка? А может быть она пришла к нам из другой страны? (ответы детей)- Хотите, я вам расскажу историю появления неваляшки? Присаживайтесь в круг и слушайте.- Историки считают, что прообразом неваляшки, которая появилась в России, были японские куклы – Дарума. Куклы Дарума появились в Японии в VI веке до н.э. японцы до сих пор верят, что эта деревянная (или из папье-маше) кукла округлой формы без рук и ног наделена силой исполнения желаний. Интересно, что японские неваляшки продаются с не закрашенными зрачками глаз. Как думаете, почему? А вот почему. Тот, кому дарили куклу, загадывал желание и закрашивал один глаз. Когда желание исполнялось, он закрашивал другой глаз. Так японская неваляшка « открывала глаза». Но если желание не исполнялось долго, куклу сжигали во время специальной церемонии. Японская кукла Дарума, это символ стойкости и выносливости.- В России неваляшка появилась более 200 лет назад. Делали кукол из дерева, расписывали красками, а называли таких кукол «кувыркан». Сначала это были купцы, клоуны, девочки на шаре. И через много лет неваляшки приобрели вот такой всем знакомый вид. В России неваляшек делали с любовью – точили из дерева на токарном станке, расписывали красками, сушили и покрывали лаком, и эта игрушка передавалась от старших младшим. Хотите с ней поиграть?-Куклы-кругляшки, красные рубашки!Хотят куклы погулять, приглашают всех ребят.Двигательная пауза «Погуляем» (Муз. Е. Д. Макшанцевой)Звучит музыкальная композиция. Дети берутся за руки, образуя хоровод вокруг неваляшек. Шагая в хороводе, напевают с воспитателем.Погуляем с неваляшкой, вместе погуляем.Погуляем мы с тобой, песню напеваем.Топ! Топ! Веселей! Топочите ножки!Топ! Топ! Веселей! Ну, еще немножко!Притопывают ногами на месте.Разводят руки в стороны, поворачиваются вправо, влево.Где, где, где, где наши неваляшки,Гулять пошли куколки милашки.Показывают руками на неваляшек, кружатся на месте.Вот, вот, вот, вот наши неваляшки,Весело, весело, с нами они пляшут!- А как вы думаете, почему неваляшки не любят спать? Почему их нельзя положить? (ответы детей) - А может действительно внутри неваляшки лежит что-то тяжёлое. Я предлагаю провести опыт. Согласны? Присаживайтесь на стульчики.Опыт: беру две половинки яйца, в одну из них приклеиваю кусочек пластилина, затем склеиваю две половики скотчем.- Дети, как вы думаете, если поставить яйцо оно будет стоять? (ответы детей, вызываю на помощь одного ребёнка). Предлагаю поставить яйцо на стол.- А теперь попробуй положить яйцо. Не получается? Как думаешь почему? Тоже самое происходит с неваляшкой. Так почему неваляшку невозможно положить? (ответы детей: потому что внутри у неё груз).- Дети, а хотели бы стать мастерами и сделать свою неваляшку? Я предлагаю попробовать сделать маленькую куколку из вот такого контейнера. А недостающие детали из пластилина. Можно сделать любую неваляшку. В виде куклы, зайца, собачки, кошечки, а можете придумать свой образ.Самостоятельная работа детей.- Дети, почему же мы не можем положить неваляшку? (ответы детей)- Совершенно верно, пластилин внутри контейнера служит грузом, который не даёт ему принять горизонтальное положение. Итак, путём эксперимента мы доказали, что неваляшку нельзя положить за счёт имеющегося внутри груза. Всем спасибо, вы молодцы. Можете поиграть со своими неваляшками или кому-нибудь подарить.