Публикации КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ логопеда, музыкального руководителя, воспитателей В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ для детей с тяжёлыми нарушениями речи по направлению «Социально-коммуникативное развитие» ТЕМА «Осень, Осень, в гости просим!»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ логопеда, музыкального руководителя, воспитателей В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ для детей с тяжёлыми нарушениями речи по направлению «Социально-коммуникативное развитие» ТЕМА «Осень, Осень, в гости просим!»
Автор: Ежова Светлана Сергеевна

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ логопеда, музыкального руководителя, воспитателей В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ для детей с тяжёлыми нарушениями речипо направлению «Социально-коммуникативное развитие»ТЕМА «Осень, Осень, в гости просим!»Авторы: Чернавских Т.П., учитель-логопед, Зенкова М.Р., музыкальный руководитель, Ежова С.С., воспитатель.Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Задачи:Образовательные:- углубить представления об изменениях в природе осенью;- привлечь внимание к окружающим природным объектам;- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Деревья и кусты».- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;- пополнить представления о жизни диких животных осенью. Развивающие:- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;- развивать связную речь, навыки общения со взрослыми и сверстниками.- формировать умение применять полученные знания в повседневной жизни.- развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук, - развивать мышление, внимание, память. Воспитательные:- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.Предполагаемые результаты- Формирование у детей знаний об осени, ее явлениях и дарах, изменениях в жизни животных и птиц, людей.- Активизация словаря, развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и детьми).- Совместное творчество воспитателей, специалистов детского сада, родителей и детей.- Стимулирование познавательных интересов и расширение кругозора у воспитанников.- Знакомство детей с произведениями поэтов, писателей и художников на тему осени;- Развитие художественно - творческих навыков.Итоги :
  • выставка рисунков и поделок из природного материала «Краски осени»;
  • гербарий «Разноцветные листья»;
  • фотовыставка «Осенние деньки»;
  • участие детей в конкурсах чтецов стихов об осени;
  • праздник осени.
  • Организационно-подготовительный этап
  • Обсуждение темы занятия.
  • Изготовление наглядных пособий.
  • Беседы с родителями.
  • Воспитатели:- Изучение методической и специальной литературы по теме. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  сюжетно-ролевых и настольных игр с детьми.Музыкальный руководитель:- Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций.Логопед:- Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц.Сотрудничество с родителями:- Оформление  папок – передвижек для родителей, подборка фотографий, литературы.- Подбор фотографий для выставки  на тему: «Осенние деньки».- Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки  «Разноцветная осень».Ход мероприятияВедущий:     Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку, ведь  у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы и поэтому мы пригласили Вас вместе с нами взглянуть на мир совершенно другими глазами, увидеть, что осень может принести много чудесного и необычного.Видеофильм об осени На фоне музыки логопед читает стихотворениеОсень на опушке краски разводилаПо листве тихонько кистью проводилаПожелтел орешник и зардели кленыВ пурпуре осины, только дуб зеленыйУтешает осень:  «Не жалейте лета!Посмотрите, роща золотом одета!Песня «Желтые листики» муз и слова О. ДевочкинойРебёнок читает стихиЗа окошком так красиво –Это осень в сад пришла!Все деревья нарядила,Всем одежды раздала.Листьев ярких стало много Жёлтых, красных, золотых.Собрала я их в букет –Это осени привет.Воспитатель: А  теперь хочется проверить кто из вас наблюдательный?                                              – Кто назовёт названия осенних месяцев?  (сентябрь, октябрь, ноябрь).-  Как в древности называли осенние месяцы? (сентябрь - запевала осени, октябрь - листопад, ноябрь – ворота зимы).- По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).- Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).- Какое время года наступает следом за осенью? (зима).                                      - Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение Е.Бальмонта.Ребёнок читает стихотворениеПоспевает брусника,Стали дни холоднее.И от птичьего крикаВ  сердце только грустнее.Стаи птиц улетаетПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.  (К.Бальмонт).Воспитатель: Смотрите, ребята, кто это к нам пожаловал!Дети: Осень!Осень (логопед): Верно, это я! Все узнали вы меня. Как же праздник без меня?Ведущий: Проходи Осень, будешь нашей гостьей дорогой.Осень: Ребята, а вы знаете, какие цветы цветут осенью? (да). Вот сейчас и проверим.Игра «Собери и назови осенний цветок».Из каждой команды выходят по два ребёнка и  собирают разрезные картинки цветов: хризантемы, астры, гладиолусы, георгины, затем называют цветы.          Я знаю, что вы знаете  песню   про  осень, давайте ее споём.Песня «Осень под зонтиком»Осень: Здорово вы пели и танцевали. А теперь проверим вашу смекалку. Предлагаю вам отправиться со мною в огород. Упражнение на согласование речи с движениями «В огород пойдем»В огород пойдем,Урожай соберем. (Шаги на месте.)Мы моркови натаскаем («Таскают».)И картошки накопаем. («Копают».)Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)Круглый, сочный, (Показывают круг руками три раза.)Очень вкусный!Осень: здорово поиграли! А теперь предлагаю вам отгадать загадки.Загадки.1. Пришла без красок и без кистиИ перекрасила все листья…(Осень)2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?(Осенью)3. Его весной и летомМы видели одетым.А осень с бедняжкиСорвали все рубашки. (Дерево)4. Рыжий ЕгоркаУпал в озёрко.Сам не утонулИ воды не всколыхнул .(Лист)5. Шёл  долговяз, в землю увяз. (Дождь)6. Холода их так пугают,К тёплым странам улетают,Петь не могут, веселиться.Кто собрался в стаи? тицы).Воспитатель:  Предлагаем тебе, Осень, и нашим гостям посмотреть танец с платочками яркими красивыми, как осенние листья.Хоровод с платочками Осень: Красивый танец. Порадовали вы меня, чуть сама в пляс не пустилась…А теперь предлагаю вам игру с мячом.Детям предлагают поймать мяч и подобрать слова, отвечающие на вопрос: Кто? Что? по теме «Осень».• Приходит (что?) -... Желтеют (что?) - ...• Плывут по небу (что?) —... Улетают (кто?) - ...• Дует (что?) - ... Готовятся к зиме (кто?) - ...• Вянут (что?) — ... Моросит (что?) — ...• Опадают (что?) — ... Мокнет (что?) — ...Воспитатель:  Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем!  Давайте, дети, исполним для Осени песню «Эх картошка».Песня «Эх картошка»Осень: Картошка – это корешки, но ведь бывают и вершки. Хочется мне посмотреть, что дети знают про овощи. Поиграем?Игра «Вершки - корешки».Объясняет детям, что у одних овощей мы едим то, что растет на поверхности земли (вершки), а у других - то, что растет в земле (корешки). Дети делятся на две команды. Одна команда будет вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышит название «вершков» (капуста, помидор, огурец и т.д.), а другая — приседать, когда назовут «корешки» (картофель, лук, морковь, редис и т.д.).Выигрывает команда, допустившая меньшее количество ошибок.Воспитатель:  Посмотрите, сколько всего принесла нам осень.Осень:Урожай у нас хорош, уродился густо:И морковка, и картошка, белая капуста.Баклажаны синие, красный помидорЗатевают длинный и серьёзный спор.Кто из нас, из овощей, и важнее и нужней?Песня «Урожайная»Осень: Песня замечательная! А теперь давайте немного поиграем.Игра «Плодовое дерево».Логопед достает из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблока, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса — и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Плодовое.)»Дети берут корзинки и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:«Я собрал с дерева много груш».«Я собрал с дерева много апельсинов». И т.д.Осень:Думая я, что не только в саду и в в огороде, но и в лесу все к зиме готовятся.Всем известно: без трудаНе вынешь рыбку из пруда.Ждут мои подарки вас,Собирайте про запас!Не ленитесь, а зимойПригодится дар вам мой.Осень:Знаете ли вы, как готовятся звери к зиме? (да). Делают запасы, впадают в спячку…Игра: «Кто лишний».  Барсук, белка, заяц;медведь, ёж, лягушка, лиса;змея, волк, насекомые.Осень: Молодцы, всё верно. А теперь послушайте загадку и ответьте на вопрос, какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме? (песец, белка, заяц).«Зверька  узнаем мы с тобой                                                                              По двум таким приметам:Он в шубе серенькой зимойА в шубе рыжей летом». (Белка).- А кто из животных  запасается на зиму продовольствием и что заготавливает? (бобры, белки, мыши, ежи, хомяки). - Послушайте стихотворение, это даст вам подсказку.Ребёнок читает стихотворение«Далеко ещё зима,Но не для потехи.Тащит белка в закромаЯгоды, орехи.Знает маленький зверёк -Запасы надо делать впрок».Осень: Что чаще всего запасают животные на зиму? (грибы, ягоды, орехи)Предлагаю отгадать про них загадки.ЗагадкиКак на стежке, на дорожкеВижу алые сережки.За одною наклонилась,А на десять набрела!Я клонилась — не ленилась,Кружку с верхом набрала.    (Земляника)Из-под елок на пригорокВышел мальчик ростом с пальчик.Он на тучки поглядел,Сразу кепочку надел,Новенькую, ладную,Цветом шоколадную.         (Белый гриб) Конечно, не белый —Я, братцы, попроще,Расту я обычноВ березовой роще.          (Подберезовик) Вдоль лесных дорожекМного белых ножекВ шляпках разноцветных,Издали заметных.Собирай, не мешкай,Это... (сыроежки).Эти славные сестричкиНе едят цыплят.Эти дружные сестричкиРядышком стоят.Словно желтенькие кнопкиВ мох воткнулись возле тропки.    (Лисички) На пригорке у пеньковМного тонких стебельков.Каждый тонкий стебелекДержит алый огонек.Разгибаем стебельки,Собираем огоньки.        (Земляника) Тонконогие ребятаПодрастают каждый день.По траве войска идут,Грибники их не найдут.Лишь наклонишься немножко,Поглядишь — полно лукошко!        (Опята) Собираются в лукошкиТолстощекие матрешки,В зеленых платочках,Сарафаны в точках,А матрешки все красны,Очень сладки и вкусны.        (Земляника) У девчонки-тонконожкиЯрко-красные одежки.Под листочек загляни-ка —Там краснеет... (Земляника). Кто шляпу на ногу надевает?          (Гриб) Возле леса на опушке,Украшая темный бор,Вырос пестрый, как петрушка,Ядовитый... (Мухомор). Под осинкой у тропинкиКто стоит среди травы?Ножка есть, но нет ботинка,Шляпа есть, нет головы.           (Подосиновик) На пеньке живет семья:Мама, папа, брат и я.Дом у нас один, а крышаЕсть у каждого своя.           (Опята)Н. Пикулева После дождика подружкиПоселились на опушке.Шляпки разноцветные,Самые заметные.           (Сыроежки)В. Мусатов Что за ребятки на пенькахСтолпились тесной кучкойИ держат зонтики в руках,Застигнутые тучкой?             (Опята) А вот кто-то важныйНа беленькой ножке,Он в шапочке красной,На шапке — горошки.           (Мухомор) На полянке у дорожки —Красные горошки.Кто мимо пройдет —В рот себе их кладет.    (Земляника) Под осинкой стоитМальчик-с-пальчик,На нем серый кафтанчик,Шапка красненькая.    (Подосиновик) Посмотрите-ка, ребята,Тут — лисички, там опята.Ну а это, на полянке,Ядовитые... (Поганки).С. Михалков Это гриб — любимец мой —С ножкой толстой и прямой.Красной шапкой он накрылся,Под осинкой схоронился.    (Подосиновик) Шляпка красная в горошек,Воротник на тонкой ножке.Этот гриб красив на вид,Но опасен, ядовит.    (Мухомор) Удивляется народ:Водят чудный хороводРыжие сестрички —То грибы... (Лисички). И на горке, и под горкой,Под березой, и под елкойХороводами и в рядВ шапках молодцы стоят.    (Грибы) Я в красной шапочке растуСреди корней осиновых,Меня узнаешь за версту.Зовусь я... (Подосиновик).Осень: давайте поиграем.Игра называется «Запасы»По углам зала в 4 обручах лежат игрушка ( белка, мышь, еж, хомяк), а в центре в обруче «запасы» (грибы, зерно, орехи, колоски, семечки и т.п.)Ведущий приглашает 4 ребёнка, каждый идёт к своей игрушке и по команде помогает своему зверьку делать запасы на зиму.Осень: Здорово вы справились. Думаю, что всем животным хватит запасов на всю зиму.Осень: Ну, что же  все вы  показали прекрасные знания о погоде и о природе осенью, о растениях, о животных. Приглашаю вас на танец.Танец  «Листик, листик, листопад»На общий танец приглашаются родители.Осень: Молодцы, ребята ! Получайте угощение, всем на удивление (яблоки). Ну а мне уже пора! До свиданья, детвора!Ведущий. Ну вот и подошло к концу наше занятие. Но мы не прощаемся, а говорим Осени: - До свидания, до будущего года!Список использованной литературы:Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М.,2004.Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2009.Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. Ярославль: Академия развития,2010.Синицына Е.И. Умные загадки. М.,1999.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. М., 2005.Пословицы и поговорки       Стихи про осень для старшей группы детского сада (5-6 лет)