Публикации Мозговой штурм как решение творческих звдвч

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мозговой штурм как решение творческих звдвч
Автор: Шурякова Ольга Юрьевна

Шурякова Ольга Юрьевна, преподаватель русского языка ГБПОУ БТПТ г. БерезникиМозговой штурм как решение творческих задачПояснительная запискаКак часто нам не хватает собственных идей для реализации какого-либо плана. Вот тут-то и может придти на помощь коллективный «мозговой штурм», который поможет решить проблему. Как организовать группу для генерации творческих идей при помощи мозгового штурма пытается разобраться в этом учитель, взяв за основу теорию Алекса Осборна.Мозговой штурм как решение творческих задач.Благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм (он же мозговая атака, он же брейнсторминг) был когда-то очень популярен. Созданный Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века, он стал распространенным методом поиска идей. Сейчас существует множество трактовок этого понятия. Обратимся к классической трактовке.Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. В поиске удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все. И это хорошо, ибо в обычных, «нетворческих» ситуациях избавляет от необходимости лишний раз думать.Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений. В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми - опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства и т.п. Если же эти фильтры убрать, то можно если и не повысить качество идей, то, по крайней мере, увеличить их количество.Если же эти фильтры убрать, тоИтак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.Алгоритм вкратце таков: отбирается группа 4-10 человек; участникам сообщается проблема, которую предстоит решить, т.е. штурм. Задача: получить как можно больше идей. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!) Наоборот каждую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс;Что дальше?Теперь предстоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи и развить их.Но не все так простоИменно благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности мозговой штурм и был в свое время очень популярен. Но в литературе отсутствует полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Помимо призывов «мыслить оригинально» и «отказаться от стереотипов» в литературных источниках не дается рекомендаций, как избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в далеком детстве.Напомним, что основная цель штурма - помочь участникам «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить необычные, оригинальные идеи.ОШИБКА! Мозговой штурм - это не совещание, не диспут и не сеанс психотерапии. Здесь неуместна команда ведущего «Ну, товарищи, смелее, высказывайтесь, у нас на повестке дня мозговой штурм», т.к. обсуждается не вопрос «куда нам поехать на выходные», а сложная профессиональная проблема.О чем часто забывают при решении творческих задач: задачи эти бывают очень разных уровней сложности.Мозговой штурм, вероятно, эффективен при решении относительно простых задач «в один-два хода». Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи. В таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.Отсутствие разогрева – ещё одна ошибка.Для начала штурма недостаточно бодрого возгласа ведущего: «Смелее, выдавайте ваши неожиданные идеи!».Почему так опасно начинать с основной темы? Как мы уже сказали, задачи бывают очень разные.«Если на штурме разбирается несложная проблема - например, «как мы будем веселиться на Новый год», - такую приятную задачу участники «штурмуют» с удовольствуем, эмоционально заводятся друг от друга; непринужденно шутят и т.п. Но если этих же людей попросить придумать концепцию развития техники чтения, не факт, что им будет весело.Пусть каждый выскажетсяВ ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть либо участники высказываются по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, либо процессом руководит ведущий, называя участников по именам.ОШИБКА!По свидетельству специалистов, один из признаков того, что штурм запустился, люди начинают кричать и перебивать друг друга. Это как раз значит, что цель штурма достигается - подсознание пробито и участники выплескивают дальние ассоциации.Так вот в данной ситуации попытки соблюдать регламент угробят всю процедуру на корню. Вспомним передачу «Что? Где? Когда?» - ведь и там «знатоки» переходят на крик; представьте себе, что было бы, если бы капитан команды предоставлял слово по очереди каждому из знатоков.Итак, что мозговой штурм проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание); задача штурма - как можно больше необычных, оригинальных идей. Это существенно разные вещи.Отсутствие запасных ходовЧто делать, если штурм, несмотря на старательный разогрев, не запустился или начинает «затухать»? На этот случай у ведущего должны быть наготове запасные приемы, помогающие вновь разжечь обсуждение.Не забыть «выключить» штурмШтурм не только важно запустить, его необходимо еще и «выключить». Лет пятнадцать назад в одном из регионов Советского Союза, под флагом новых веяний, проводились масштабные творческие игры - выездные, многолюдные, многодневные. И в течение нескольких дней участники не ели, не спали, и - кто- то, возможно, впервые в жизни! - серьезно нагружали свои мозговые извилины. Так вот, такую нагрузку выдержали не все, и у нескольких участников буквально «поехала крыша». Им было уже не выйти из этого состояния.Конечно, вероятность, что подобное произойдет в течение короткого мозгового штурма, невелика, но (особенно если среди участников есть люди слишком эмоциональные) очень важно в конце процедуры мягко, аккуратно вывести их из состояния «творческого экстаза».Отсутствие процедуры анализа полученных идейДопустим, штурм удачно завершен, и мы получили какое-то количество более-менее адекватных идей.Конечно, 150 идей - малореальная цифра (вероятно, речь идет о числе вообще всех реплик, выкрикиваемых участниками). Естественно, членораздельных идей будет существенно меньше. И тут наступает этап критики, когда отбираются и дожимаются наиболее удачные идеи. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи.Вот один из простых способов «дожимания» полученных идей. Пусть в результате штурма у нас получилось 4 идеи: Идея № 7, Идея № 2, Идея № 3 и Идея № 4.Эти идеи мы откладываем на какое-то время. И через пару дней, уже отдохнув от штурма, составляем такую табличку, в которой рассматриваем комбинации идей.Вероятно, далеко не все комбинации будут удачными, но при этом таким механическим способом возможно получить ряд новых качественных идей.ЗаключениеМозговой штурм - наиболее известная, но далеко не самая удачная попытка создания творческой методик по мнению психологов. Различными исследователями неоднократно предпринимались попытки создать более совершенные модификации этого способа. Известны обратный, индивидуальный, парный, массовый, поэтапный мозговой штурм и т.п. – обилие вариантов его проведения. Однако с середины прошлого века принципиальных новшеств в этом направлении не возникло.Впрочем, возможно, нам просто нужно избавиться от стереотипов...