Публикации Статья «Формирование у воспитанников школы - интернат знаний о родном крае, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Формирование у воспитанников школы - интернат знаний о родном крае, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие»
Автор: Валиуллина Гульфия Аскатовна

ГБОУ Бакалинская коррекционая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяДокладна ШМО воспитателей среднего и старшего звена на тему: «Формирование у воспитанников школы - интернат знаний о родном крае, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие»Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Валиуллина Г.А.Бакалы, 2021Формирование духовного мира, гражданско-патриотического воспитания детей стало необходимостью. Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение ряда проблем в стране во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Основная цель патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации. Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской ответственности личности, сознательного предпочтения добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к развитию и нравственному самосовершенствованию. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников с ОВЗ должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане нельзя недооценивать. Смысл заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если педагог в повседневной работе начнет регулярно обращаться к вопросу патриотического воспитания, то это позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот». Основные направления патриотического воспитания: Краеведческое и поисковое. Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т. д. Литературно-музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры. Экскурсионно-туристическое. Воспитание потребности в изучении родного края, села, района, области. Физкультурно-оздоровительное. Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами. Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края. Трудовое. Привитие трудовых навыков каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм. Семейное. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи. С целью формирования патриотического воспитания мною были запланированы и проведены следующие занятия: беседа: « Помнить-значит знать» ( посвященное 75-летию Великой Отечественной войне), просмотр видеофильма: «День памяти жертв фашизма», Час памяти: «Жертвы политических репрессий» и др. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование человека культуры. Эмоциональные, не оставляющие никого равнодушными экскурсии, внеклассные мероприятия побуждают учащихся к творчеству: дети читают рассказы о минувшей войне, рисуют иллюстрации, составляют родословную своей семьи. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности. Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией: занятия в группе с использованием музейных предметов, ИКТ, конкурсы, беседы по краеведению – «Тропинки родного края», «Русские посиделки», «Национальный костюм-наследие моего народа» и др. Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. Каждый год проводятся общешкольные мероприятия, такие как: «День знаний», «День здоровья», «День учителя», Новогодние ёлки, «День защитников Отечества», «День Матери», «День Победы», «Масленица», «Зарница», торжественная линейка «Последний звонок» и другие. Обучающиеся 8а класса с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях , разучивают стихи, песни и танцы, участвуют в сценках. Также наш 8а класс третий год занимаются тимуровской работой. Они оказывали помощь пенсионерам в уборке огорода (копали полисадник, картошку, убирали мусор), ухаживают за памятником погибшим воинам ВОВ. Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми людьми, ребята могут узнать много нового о своем крае, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней. Таким образом, патриотическое воспитание помогает каждому ребёнку с ОВЗ осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.