Публикации урок-игра 1812 год

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок-игра 1812 год
Автор: Тодышева Галина Ивановна

Урок-игра "Славься ввек, Бородино!" Гроза двенадцатого года Настала - кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?А.С. ПушкинЦели урока: Сегодня мы узнаем: какой вклад внесла война 1812 года в отечественную историю, и почему А.И. Герцен считал, что "с 1812 года начинается наша новая история".Научимся работать с историческими документами и находить ответы на поставленные вопросы. Сочиним синквейн. Составим таблицу по теме: "Русские боевые награды эпохи 1812 года".Сформируем представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России.Задачи урока: Образовательные - систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Отечественная война 1812 года". Сформировать у учащихся понимание глубоко народного характера Отечественной войны 1812 года. Развивающие - развивать умение анализировать и обобщать данные, работать с историческими документами, сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять. Развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе. Совершенствовать умение работы с дополнительной литературой, сведениями, полученными на экскурсиях, иллюстрациями и фотоматериалами.Воспитательные - способствовать развитию у школьников интереса к истории. Воспитывать у учащихся чувства гордости за нашу славную историю, чувства высокого патриотизма. Вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии, и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий. Здоровьесберегающие - предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.Тип урока: по классификации С.А. Ежовой - урок применения знаний и формирования умений и навыков; по классификации А.А. Вагина - урок применения знаний; по классификации П.В. Горы - повторительно-обобщающий урок.Оборудование урока: презентация "Славься ввек, Бородино!";карта "Отечественная война 1812 года", схема "Бородинское сражение";выставка книг "Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!";портреты "Герои войны 1812 года";фрагменты художественного фильма: "Война и мир", режиссер С. Бондарчук (1967);аудиозапись "Давным-давно" музыка Т. Хренникова, стихи Г. Гладкова, из спектакля "Давным-давно";аудиозапись "Генералам двенадцатого года" музыка А.Петрова, стихи М.Цветаевой из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово";аудиозапись "Мы - армия народа" ("Священные слова - Москва за нами! - мы помним со времён Бородина") - военный марш. Музыка: Г. Мовсесян, слова: Р. Рождественский, исполняет: Анс. МВО МО СССР;дидактический материал: карточки с заданиями, фрагменты исторических документов;грамоты для награждения команд;компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board и оборудование к ней.Форма проведения урока: дидактическая, обучающая игра.Подготовка к урокуЗа две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.Домашнее задание:Подготовьте текстовой и иллюстративный материал рекламы, которая вызовет интерес к путешествию по историческим местам, связанным с событиями 1812 года или посещению исторических памятников 1812 года. (Реклама должна быть оформлена в виде компьютерной презентации (в формате PPT) и содержать 8-10 слайдов).Прочитайте дополнительную литературу о Бородинской битве и вспомните способы работы с историческими документами.Этапы дидактической игры: Представление команд.Творческая разминка.Конкурс "Давным-давно окончен бой".Конкурс "Отгадай героя" ("России верные сыны").Конкурс капитанов команд "Знаешь ли ты?".Конкурс "Во славу Отечества".Конкурс "Найди слово".Конкурс "Исторический синквейн".Конкурс "Домашнее задание" ("Время незабвенное 1812-2012 гг.").Конкурс "1812 год в памяти народной".Ход дидактической игрыОбъяснение правил игры:В игре принимают участие учащиеся 8 класса, которые разделены на 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности. В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы "Отечественная война 1812 года".Выявляется победитель (команда).Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.Состав жюри игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.Дидактическая, обучающая игра приобретает характер общественного смотра знаний.Вступительное слово учителя:Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому "гроза 1812 года" вновь и вновь привлекает к себе внимание. В 2012 году мы будем отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня на уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю.Этапы дидактической игрыЗвучит аудиозапись "Давным-давно" музыка Т. Хренникова, стихи Г. Гладкова.Представление команд. (Название, эмблема, девиз).Творческая разминка [3].Задание команде А:В одном историческом источнике указано: "Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года". Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: "8 сентября 1812 года завязался бой". Как объяснить это расхождение в источниках?(Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором - по-новому).Ни во Франции, ни у нас перед нашествием французов не знали, где это - Бородино. "Бородино" стало известно одной русской женщине, вся дальнейшая жизнь которой оказалась, связана с этим святым местом. С чьим женским именем неразрывно соединено название безвестной деревеньки, Бородинского поля? (С игуменьей Марией, в миру - Маргаритой Михайловной Тучковой, урождённой Нарышкиной. Ещё в июне 1812 г., при переходе полка её мужа, генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова из Минской губернии к Смоленску, ей приснился вещий сон. Она видела висящую перед ней в рамке надпись, чётко начертанную кровавыми буквами на французском языке: "Ton sort se desidera a Borodino!" -"Твоя участь решиться в Бородине!".)Как назвал Наполеон Бородинское сражение?("Московская битва - моё самое великое сражение: это схватка гигантов").Назовите первый памятник на Бородинском поле, возведённый "для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных". (Это храм Спаса нерукотворного, построенный в 1820 г. М.М. Тучковой).Задание команде Б:1.1. Рецепт, какого продукта питания родился в Бородине? (Бородинского хлеба, название его - от Спасо-Бородинского монастыря).1.2. Кто из французских маршалов получил титул князя Московского? (Мишель Ней, за доблесть, проявленную в сражении).1.3. Кому принадлежало село Бородино и земли, где произошло сражение? (Семейству Д.В. Давыдова).Трагическая, необычайная судьба была уготована Бородинскому полю ещё задолго до героической битвы. Четыре речки текут здесь; особую значимость их названий заметил Фёдор Глинка: "День битвы Бородинской, день войны, битвы, стона, огня!". Назовите эти реки и ручьи. (Войня, Колоча, Стонец, Огник).Конкурс "Давным-давно окончен бой" (работа с историческими документами). <Приложение 1>Среди историков нет единого мнения о том, чем являлась для России Бородинская битва: победой или поражением. Одни считают, что победа была за Россией: нравственная, моральная. Другие считают, что ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей, и поэтому была ничья. Третьи считают победителем в битве Наполеона - с точки зрения материальных потерь.На основе исторических документов выскажите свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва. При ответе используйте схему Бородинского сражения, размещенную на интерактивной доске. Свою позицию обоснуйте.Конкурс "Отгадай героя" ("России верные сыны").Команды получают листы с фрагментами текста поэм и стихотворений о героях войны 1812 года. <Приложение 2>На интерактивной доске демонстрируются репродукции портретов "славных сынов Отечества" (М. Кутузов, Д. Давыдов, А. Фигнер, Н. Раевский, М. Барклай-де-Толли, И. Дорохов).Звучит аудиозапись "Генералам двенадцатого года" музыка А.Петрова, стихи М.Цветаевой из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово".На интерактивной доске под каждым портретом напишите фамилию героя и прочитайте соответствующее ему стихотворение.Конкурс капитанов команд "Знаешь ли ты?".5.1. Знаете ли Вы?<Приложение 3>Задание капитану команды А:Капитан получает текст басни И.А. Крылова "Волк на псарне".Отражение, какого исторического события показано в этой басне? Какова ее мораль?Задание капитану команды Б:Капитан получает текст басни И.А. Крылова "Ворона и курица".Отражение, какого исторического события показано в этой басне? Какова ее мораль?Ответы капитанов команд А и Б:<Приложение 4>5.2. Ни один род войск в русской армии не был так, прославлен и не дал России столько великих имен, как гусары. Назовите имена знаменитых гусар.(Д. Давыдов, И. Дорохов, Н. Дурова, А. Фигнер, А. Сеславин).5.3. Знаете ли Вы, театральные спектакли и художественные фильмы о гусарах? "Давным-давно" А.Гладков (1941);"Гусарская баллада" реж. Э. Рязанов (1962);"Война и мир" реж. С. Бондарчук (1967);"Дамы и гусары" фильм-спектакль реж. А. Ниточкин, А. Ремезова (1976);"Сватовство гусара" реж. С. Дружинина (1979);"Эскадрон гусар летучих" реж. С. Ростоцкий (1980);"О бедном гусаре замолвите слово" реж. Э. Рязанов (1980);"Два гусара" реж. В. Криштофович (1984).Конкурс "Во славу Отечества".Знаете ли Вы русские боевые награды эпохи 1812 года?Команды получают фотографии пяти высших русских орденов эпохи 1812 года. Заполните следующую таблицу: Название орденаГод учреждения орденаДевизСтепениНагражденные (имена героев 1812 года)Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного 1698"За веру и верность"1А.П. Тормасов,П.Х. Витгенштейн,М.Б. Барклай-де-ТоллиОрден Святого Александра Невского1725"За труды и Отечество"1Д.С. Дохтуров,М.А. Милорадович,А.И. Остерман-Толстой,Н.Н. РаевскийИмператорский орден Святого Равноапостольного князя Владимира1782"Польза, честь и слава"4А.И. Горчаков,Д.В. Васильчиков,А.К. ДенисовОрден Святой Анны1797"Любящим правду, благочестие и верность"4А.П. Мелиссино,А.П. Ожаровский,М.М. БороздинЕ.Ф. КанкринИмператорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия)1769"За службу и храбрость"4М.И. Кутузов,М.Б. Барклай-де-Толли,Л.Л. БенигсенКонкурс "Найди слово".Общее задание командам А и Б:Найдите ключевое слово из 10 букв, которое означает любовь к отечеству (по вертикали) - (Патриотизм).По горизонтали впишите: Холодное оружие, находившееся на вооружении тяжелой конницы в русской армии - (Палаш). Генерал, возглавлявший русскую кавалерию во время Бородинского сражения 1812 года. - (Уваров).Название кремневого ружья в русской армии. - (Флинта).Руководитель партизанского отряда во время Отечественной войны 1812 года. - (Курин).Название деревни, у которой произошло сражение накануне Бородинской битвы. - (Шевардино).Название наплечных знаков различия на мундирах офицеров и генералов русской армии. - (Эполеты).Название в русской армии нарезной винтовки. - (Штуцер).Головной убор, который носили в русских войсках в первой половине ХIХ века. - (Кивер).Название танца в ХIХ в., который знаменовал кульминацию бала. - (Мазурка).Название украшения из перьев на головных уборах офицеров и генералов русской армии. - (Плюмаж).Конкурс "Исторический синквейн".Общее задание командам А и Б:Сочините синквейн о войне 1812 года. (Синквейн - это пятистрочный стих. Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях).На интерактивной доске демонстрируются фрагменты художественного фильма "Война и мир" реж. С. Бондарчук.Ответ команды А: Наполеон Прославленный, смелыйВоевал, ликовал, бежал"Открыл себе он путь через Россию к аду""Маленький капрал"Ответ команды Б: КутузовДоблестный, прекрасныйВозглавил, разбил, победил"Русь от врага освободил"ГеройКонкурс "Домашнее задание" ("Время незабвенное 1812-2012 гг.").Представление рекламы (компьютерных презентаций) команд А и Б.Конкурс "1812 год в памяти народной".Общее задание командам А и Б:Назовите литературные, музыкальные и художественные произведения, посвященные героизму и отваге русских людей в войне 1812 года.(Отвечает каждый участник команды по очереди, если не знает, ход переходит другой команде.)Ответы команд А и Б:<Приложение 5>Итог урока:Сегодня на уроке мы изучили страницы подвига и победы русских людей в войне 1812 года. "Героями не рождаются" ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже - ты сам или Родина" человек находит свой ответ. Каждый должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество, и заботиться о нем.Идя на подвиги, Не алчут орденов, Не бредят Благодарностью державы, Не узнают примерный вес чинов, Достойных стать Эквивалентом славы. Идя на подвиги, Не ведают о том, Насколько щедрость родины огромна, И называют чрезвычайно скромно Все то, что станет подвигом потом.Деловая игра "Славься ввек, Бородино!" показала не только Ваши знания, но и умение применять их на практике. Многие задания были проблемными, носили творческий характер, но, проявив смекалку, Вы справились с ними.Звучит аудиозапись "Мы - армия народа" муз. Г. Мовсесян, сл. Р. Рождественский.Жюри подводит итоги дидактической, обучающей игры. Команда победитель в дидактической, обучающей игре награждается почетной грамотой.Наиболее отличившимся участникам команд выставляются оценки.