Публикации учебный методический материал "Господство Рима над Средиземноморьем"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: учебный методический материал "Господство Рима над Средиземноморьем"
Автор: Перешивко Валентина Александровна

История Древнего мира 5 класс.Тема «Господство Рима над Средиземноморьем».Планируемый образовательный результат:                     находить в тексте требуемую информацию;                     выделять термины, обозначающие основные понятия текста;                     интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;                     находить скрытую информацию в тексте.Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.Планируемый образовательный результат:- учащийся распознает проблемы в окружающей действительности, которые можно решить средствами математики;- находит и извлекает математическую информацию в различном контексте;- проводит простейшие математические расчеты.Глобальная грамотность - это способность критически рассматривать с различных точекзрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние навосприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективноевзаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.Планируемый образовательный результат:- учащийся строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.    Ход урока.1. Борьба за влияние в Средиземноморье и стремление римлян расширить свои владения стали причинами нескольких римско-карфагенских войн, вошедших в историю как Пунические войны.Ваша задача, по карте найти важнейшие сражения между карфагенянами и римлянами и ответить  письменно на вопросы.Работая с картой, дать ответ: Был ли взят Рим карфагенянами? Почему вы так решили? (Нет. На карте отсутствуют стрелки – движение войск карфагенян, не стоит дата и нет скрещенных шпаг – место битвы.) 2. Что собой представляла армия римлян и карфагенян?Какие войска входили в состав армий? (пехота – легионы и фаланга, конница, флот).Предлагаю вам выполнить второе задание.  3. Отчего зависит  исход сражения? От тактики полководца, от вооружения армии, от правильной постановки войск.Давайте вспомним, что собой  представляли фаланга и легион? Для этого выполняем  третье задание.  4. После захвата Карфагена Рим начал подчинять страны Средиземноморья. Определите  по карте, какие страны были завоёваны Римом? (Британия, Испания, Галлия, Дакия, Греция, Македония, Египет, Сирия).4 задание.После побед  римский консул получал право на триумф. Что это такое? (стр. 235)Ребята, мы с таким въездом полководца уже встречались? При изучении какого государства? (Ассирия, стр. 88) Сравнить рисунки (стр. 237 и стр. 88) (Критическое мышление)5. Захваченные города римляне грабили, уничтожали. Такая участь постигла город Коринф и город Карфаген. Задание 5. (Читательская грамотность. Глобальная грамотность)Ваша задача ознакомиться с текстом и найти ответы на вопросы. Ничего не выписывать, подчеркнуть. Рядом с подчёркнутыми предложениями поставить номер вопроса.На основании текста и рисунка стр. 237 дать характеристику римлян – завоевателей. Итог: Рим становится сильнейшей державой в Средиземноморье. Все захваченные римлянами области  стали называться провинциями. 5. Римляне уничтожили Коринф и Карфаген.  Коринф – место первого поселения людей на греческой земле. Самый крупный древний город, основанный в X веке до н.э. В 146 году до Рождества Христова Коринф отказался подчиняться Римскому императору, за что жестоко поплатился. Талантливый римский воин и стратег Луций Мумий, умеющий покорять государства и царства, приказал разрушить город. Римляне вывезли ценности, мужчин по приказу тирана зарезали, а девушек, женщин и детей продали в рабство. Город с храмами, портами и жилыми домами воины Луция сожгли дотла. Коринф, преданный огню, горел так, что бронза, медь и позолота с храмов сплавились воедино. Образовавшийся сплав, названный «коринфская бронза» римляне продавали по всему Средиземноморью. Рим получил контроль над Средиземным морем.Карфаген был основан в 825 — 823 гг. до н.э. выходцами из финикийского города Тира. Благодаря удобному географическому положению Карфаген рано стал крупным центром посреднической торговли, поддерживая тесные связи со странами Восточного Средиземноморья, Эгейского бассейна, Италией.Карфагеняне  наладили выгодную посредническую торговлю между средиземноморскими регионами. Африка давала Карфагену рабов, слоновую кость и шкуры животных. Испания — серебро и бронзу. Сардиния — хлеб и медь. Сицилия — оливковое масло и греческие предметы роскоши. Карфаген захватывал территории на  побережье Средиземного моря. Бывшая колония превратилась в колониальную державу.Карфагеняне добились полной экономической самодостаточности. Из посредников они стали производителями: керамики, оружия, доспехов, предметов роскоши. В городе начали чеканить собственную монету, что для тех времён считалось атрибутом исключительно развитого государства.Римляне разрушили до основания Карфаген, так как опасались, что он сможет восстановиться и развязать новую войну против Рима. Фактически по этой же самой причине был разрушен Коринф, который был крупным торговым городом в Греции. Так римляне хотели избавиться от конкурента.Найдите в тексте ответы на вопросы (подчеркните):1. Почему римляне расправились с Коринфом и его жителями?2. Имя римского стратега, приказавшего уничтожить Коринф.3. Что называется «коринфской бронзой»?4. Какую экономическую деятельность вёл Карфаген?6. Почему римляне разрушили Коринф и Карфаген?