Публикации Народное пение как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Народное пение как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.»
Автор: Сергей Юрьевич Свиридов

МАОУ ДО БР «Центр дополнительного образования» г.Билибино ЧАО Методический доклад на тему: «Народное пение как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.» Педагог Свиридов С.Ю. 2023 год Гармоничное сочетание умственного и физического развития, эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.Музыкальная культура и народная музыка в частности, способствует становлению личности ребенка, формируя у него воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно народная музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.Народной музыке как уникальному средству воспитания должное внимание уделяли видные деятели школьной музыкальной педагогики О.А.Апраксина, НЛ.Брюсова, Н.А.Ветлугина, Г.С.Виноградов, и др. В частности, Н.Я.Брюсова в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне: «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка к народу, от его народной песни». Ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Музыкальный и поэтический язык народной песни – его правдивость, искренность, простота, эмоциональная выразительность. Русская народная песня производит огромное впечатление своей задушевностью и глубиной чувства; она исключительно проста, сдержанна, в ней нет ничего лишнего, но при этом её напевы очень выразительны.Как же с помощью русской народной песни воспитать в ребенке доброту, искренность, любовь к Родине, к сверстникам? Эта тема очень актуальна, ведь пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Знакомство с песней происходит согласно народному календарю и соответствующим ему календарно-обрядовых праздников, в которых каждый сюжетный момент сопровождается пением.Замечательный праздник «Кузьминки» – встреча зимы и проводов осени. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. В это время на Руси «играли» свадьбы. Дети знакомятся со свадебными песнями, с играми, обрядами.На «Святки» дети исполняют колядки- обрядовые песни с пожеланием богатства, здоровья, удачи исполняются на рождество.Масленица-встреча и проводы масленицы— обрядовые календарные песни призыва весны. Кульминацией встречи весны является — 22 марта в день весеннего равноденствия, когда происходит вторая встреча весны – называемая в народе Сороки. В эти дни начинается прилет птиц. Дети с удовольствием готовят птичек из теста - «жаворонков», при этом исполняя заклички и попевки. Широко проходят праздники: «Пасха» и «Троица». Дети водят хороводы, задорно поют частушки, весело играют в народные игры с пением.Чтобы успешно претворить в жизнь поставленные задачи, необходимо руководствоваться следующими принципами:1. высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального и поэтического материала и высокое качество исполнения его;2. учет возраста и особенностей конкретного ребенка, в том числе, его общего и музыкального развития;3. учет специфики восприятия музыки детьми.Особый вид музыкальной деятельности – пение. Это наиболее доступный исполнительский вид. Петь дети любят, охотно, с удовольствием, выражая свои чувства. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. При этом задачей музыкального руководителя является научить детей любить песню, и в первую очередь песню народную, так как она обладает художественно-воспитательной ценностью.Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно понять смысл таких слов помогает педагог, и часто дети и сами быстро находят им синонимы.Организуя музыкальное образование и воспитание детей, следует знакомить их с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными. При этом следует учитывать возраст детей и подбирать песни, соответствующие возрасту ребенка, ориентируясь на то, вызывает ли данная музыка интерес у ребенка, то насколько она ему понятна.В репертуар младших школьников следует включать песни напевные, задушевные; легкие, подвижные; задорные плясовые.Весь процесс обучения следует организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. И если использовать игровые приемы и доступный материал, дети будут проявлять эмоциональную отзывчивость. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, целесообразно первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.Если работа по обучению детей пению поставлена методически верно, педагог искренне и доходчиво объясняет и показывает изучаемый материал, то дети с удовольствием будут посещать музыкальные занятия, постепенно изучая богатый репертуар народных песен. Они полюбят слушать песни и сами станут их петь во время игр. Народные песни способствуют расширению кругозора детей и одновременно обогащают их запас слов, порой исправляют их произношение и, несомненно, воспитывают в них чувство коллективизма.Пожалуй, самый любимый вид музыкальной деятельности детей – музыкальные игры, одним из видов которых являются игры с пением. Игры с пением имеют важное значение. С помощью этих игр можно развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывать музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.Каждая игра должна имеет четкую педагогическую направленность, при помощи которой можно учить ребенка воспринимать музыку и передавать в движение ее содержание и особенности. При этом одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так как именно музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности детей, повышает интерес к музыкальным занятия, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Особенно детям нравится играть на русских народных инструментах. Дети быстро осваивают игру почти на всех народных музыкальных инструментах, так как они в основном являются шумовыми, и главная трудность заключается в правильном исполнении ритмического рисунка.Одной из целей музыкального развития детей является поощрение их активности к познанию нового. Более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях (играх) с элементами фольклора. При проведении развлечений с использованием русской народной музыки и поэтического жанра следует определять следующие задачи:1. показать детям интересные зрелища;2. наполнить их впечатлениями, доставить положительные эмоции от увиденного;3. дать возможность проявить самостоятельность и творческую активность.Игровая деятельность повышает жизненный тонус ребенка, имеет большое образовательное и воспитательное значение. Большое место в этом занимает народная музыка.Формы игровой деятельности очень разнообразны: проведение концертов, на которых исполняются песни, игры, стихи, разученные на занятиях; сказки – драматизации, тематические вечера, игровые блоки.Проводя вечера развлечений, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, к красоте родной природы, родной речи и напевов.Очень важно отметить, что результаты музыкального воспитания детей, становление эстетически развитой личности во многом зависят от того, как поставлена задача воспитания в семье. Поэтому следует знакомить родителей с методикой нашей работы, приемами и средствами, способствующими выработке музыкальных навыков. Использовать самые разнообразные формы общения с родителями: беседы, консультации, открытые музыкальные занятия, организация концертов, тематических и календарных праздников.В завершении, следует сказать, что с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии народной музыки, обогащают личность, её духовный мир. Ведь музыка украшает жизнь, делает ее более интересной. И в этом, безусловно, большую роль призвана сыграть народная музыка!ЛИТЕРАТУРА.1.А.В. Кокуева. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа"2.С.Ю. Куликова. "Детям о традициях и праздниках русского народа."3. Ширяева. «Фольклорные праздники» - методическая разработка.4. Г.Федорова. «Заглянет солнце и в наше оконце» - СПб.: 1997.5. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб.: 1997.6. «Народное творчество Оренбуржья». Методические рекомендации, 1984г.7. «Работа с хором и народные песни Оренбуржья». Методические рекомендации, 1984