Публикации Консультация для родителей «Речевое развитие детей: игры, занятия, активности»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Речевое развитие детей: игры, занятия, активности»
Автор: Есенкова Ирина Александровна

Консультация для родителей«Речевое развитие детей: игры, занятия, активности»Особенности детей с речевыми нарушениями.Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь. Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:
  • Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.)
  • Отмечается нарушение психических процессов, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможении, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
  • Наблюдается недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
  • Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.Музыкальное воспитание способствует решению следующих задач:Главной задачей является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности, умение проявить себя на занятиях, праздниках и развлечениях, в самостоятельной деятельности.
  • Воспитание любви и интереса к музыке путём развития музыкального восприятия и музыкального слуха.
  • Обогащение детей музыкальными впечатлениями;
  • Развитие навыков и умений по всем видам музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
  • Развитие общей музыкальности путём развития основных и неосновных музыкальных способностей.
  • Воспитание и формирование музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений о музыке.
  • Задачи музыкального воспитания детей с речевыми нарушениями.Музыкальное воспитание в детском саду в логопедических группах проводится с учетом характерных признаков детей с речевыми нарушениями.На занятиях вместе с музыкальными задачами решаются и коррекционные задачи, такие как:
  • Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Каждый ребёнок должен «найти себя», проявить себя в каком-либо виде музыкальной деятельности, почувствовать эмоциональный отклик от своей деятельности;
  • Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Встречи с музыкой способствуют развитию музыкальной памяти, внимания, развивают музыкальный слух и умение слышать и слушать;
  • Развитие ориентировки в пространстве, снятие зажатости и мышечного напряжения, музыкально-ритмических навыков и умений;
  • Как следствие, воспитание правильной речи, стремление к общению, к участию в игре, в движении;
  • Развитие музыкальных способностей способствует развитию речи, корректируется произношение чётко слов и их окончаний, исправляется невнятное произношение.
  • Условия для успешной работы с детьми:
  • Знания психофизических и речевых особенностей детей, учёт этих особенностей, состава группы и её речевого профиля при планировании работы.
  • Знание основной общеобразовательной программы, как основного документа, в котором изложен объём навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.
  • Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с учителем-логопедом.
  • Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния.
  • Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми, внимание к своему поведению, своей речи.
  • Творческий подход в выборе при выборе материала, методических приёмов.
  • Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований, внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.
  • Музыкальная деятельность очень важна для детей, страдающих нарушениями речи.Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач, развивает эмоциональную отзывчивость детей, расширяет их кругозор, способствует развитию речи. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, а слушание музыки развивает и память, и внимание.Неоценима роль игры на детских музыкальных инструментах в:
  • развитии внимания и памяти;
  • развитии координации движений (бубен, барабан, маракасы и др.);
  • развитии мелкой моторики пальцев рук (металлофон, колокольчик треугольник);
  • развитии музыкально-ритмического чувства.
  • Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности.Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.Следующий вид исполнительской деятельности - музыкально-ритмические движения, который включает в себя упражнения, пляски, игры.Игра является основным видом деятельности дошкольников. С её помощью в интересной  и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (В. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. А без музыкально-ритмических движений и танцевальной деятельности в логопедических группах не обойтись. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку способствуют развитию координации пения с движением, движения и слова.Через музыкально-дидактические игры развивается звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, фонетико-фонематического слух, мыслительные процессы.Одним из важнейших видов деятельности с детьми является логоритмика - система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.«Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З.Пунина, Л.Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности.Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку), объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах), расслабляет (физически), концентрирует (музыка звучит – играю на ложках, музыка закончилась – не играю).   Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы), во время исполнения танцевальных движений.Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании), с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен), а соответственно происходит развитие умственной сферы детей.Таким образом, все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей имеют особое значение. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу радости, творчества, встречи с прекрасным. Поэтому на приподнятом эмоциональном фоне обучающие, развивающие и коррекционные задачи решаются весьма результативно.