Публикации
Методические рекомендации по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Маслова Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Маслова Ирина Николаевна
И.Е. Королькова, И.Н. МасловаМетодические рекомендации по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речиТеоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, проведенное экспериментальное исследование семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволили говорить о необходимости проведения специально организованной логопедической работы.При развитии семантической стороны речи необходимо опираться на следующие принципы:•Принцип учета ведущей деятельности предполагает включение игр и игровых упражнений при формировании лексико- семантической системы языка дошкольников с общим недоразвитием речи, которые выступают сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в речи.•Принцип комплексности – для успешного развития семантической стороны речи необходимо включение в коррекционную работу учителя-логопеда, других специалистов дошкольного сопровождения, а также родителей.•Принцип наглядности – привлечение различных наглядных средств позволяет обеспечить прочное запоминание, понимание, включить детей в непосредственно практическую деятельность.•Принцип индивидуального подхода предусматривает необходимость учета темпа, особенностей развития каждого ребенка.•Принцип системного подхода. Развитие лексико-семантической стороны речи должно осуществляться в тесной взаимосвязи с другими компонентами языковой системы.Разработанная нами программа развития семантической стороны речи у старших дошкольников включает в себя следующие этапы:Ӏ. Подготовительный этап предполагает проведение работы по организации базы для формирования семантической стороны речи. Его задачами мы определяем: обогащение знаний об окружающем мире развитие психических функций, навыков анализа и сравнения, совершенствование которых осуществляется в процессе коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда, воспитателя и психолога.ӀӀ. Основной этап. Задачами основного этапа выступают:•Уточнениезначенийслов.Формированиесемантической структуры слова.•Организация семантических полей, лексической системы.•Совершенствование процессов поиска слова.Основные направления логопедической работы, а также игры и упражнения, направленные на развитие семантической стороны речи представлены в таблице.Таблица Основные направления, игры и упражнения, способствующиеразвитию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речиЛогопедическая работа по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна учитывать следующее:1.Семантическая сторона речи представляет собой совокупность взаимосвязанных единиц, объединенных разнообразными отношениями.Методикакоррекционно-логопедического воздействия должна учитывать данное положение и быть направлена на формирование системных связей, совершенствование компонентов лексического значения.2.Необходимо учитывать теоретические положения А.А. Леонтьева, заключающиеся в том, что процесс поиска слова осуществляется в три этапа: ассоциативные поиск по семантическому облику; по звуковому облику; по субъективной вероятной характеристике слова. Сказанное выше позволяет говорить о необходимости уточнения и закрепления семантических и звуковых признаков слова, работы над системой семантических связей, над структурой лексического значения слова.3.Логопедическая работа должна осуществляться в онтогенетической последовательности формирования лексико-семантической системы языка. Следует учитывать последовательность освоения различных частей речи, формирования компонентов структуры значения в онтогенезе.4.Необходимость формирования семантической стороны речи в единстве с развитием невербальных психических процессов, предполагающим совершенствование восприятия, памяти, мышления, познавательной активности.5.Включение в работу ближайшего социального окружения детей позволит повысить эффективность данной программы. Для успешного развития семантической стороны речи воспитателям и семье ребенка необходимо принять и реализовать задачи по закреплению знаний, приобретенных в процессе коррекционно- развивающей деятельности учителя-логопеда.6.Языковой материал должен быть структурирован, необходимо постепенное нарастание объема лингвистической информации, усложнение ее характера и форм подачи.Таким образом, данная программа логопедического воздействия позволяет решить следующие задачи: освоение семантических закономерностей, организация лексической системности, развитие ассоциаций, дифференциация, расчленение и иерархизация лексических единиц, структурирование семантических полей, формирование процессов анализа, синтеза, обобщения и классификации.