Публикации "Формирование духовно-нравственно – этических ценностей". Из опыта работы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование духовно-нравственно – этических ценностей". Из опыта работы.
Автор: Лебедева Галина Ивановна

Формирование духовно-нравственно – этических ценностей из опыта работы.Разрушению социальных норм и духовно-нравственных устоев в современном обществе способствует нестабильная экономика, политические сложности, приоритет рыночных отношений. Поэтому на школу ложится большая ответственность – воспитывать в детях высоконравственную личность, способную сохранить моральную основу общества. Все это возможно и осуществимо путем целенаправленно организованного нравственно-этического воспитания, органически вплетенного в учебно-воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть. В рамках нравственного потенциала выпускник должен воспринимать и понимать такие ценности, как:
  • «Человек», «Здоровье», «Труд», «Коллектив», «Доброта», «Детство», «Выбор»;
  • знание и соблюдение традиций школы;
  • готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия;
  • адекватная самооценка;
  • честность, справедливость, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения;
  • умение планировать, проводить, анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и др.
  • профессиональное самоопределение;
  • достаточный уровень воспитанности.
  • Цель воспитания достигается путем решения задач:
  • формирование образа жизни достойного человека;
  • формирование способности быть субъектом собственной жизни;
  • формирование жизненной позиции как общего отношения к жизни и собственной жизни в этом мире;
  • формирование культурологических умений взаимодействия с миром во всех его проявлениях.
  • В педагогике воспитания я по возможности избегаю авторитарного воздействия, прибегаю к воздействию косвенному. Важно, чтобы мои воспитанники не почувствовали, что ими управляют. Для этого организую воспитательные ситуации так, чтобы ребенку казалось, что он самостоятельно нашел линию своего поведения. В процессе организации воспитательной работы не стремлюсь демонстрировать свою руководящую позицию.Для педагогических решений выбранная гуманистическо-культурологическая концепция позволяет мне использовать широкое пространство воспитательных средств, воспитательных методов и разнообразие методических форм работы с детьми, открывается возможность придать воспитанию целенаправленный характер. При планировании воспитательной работы учитываю такой нюанс – воспитывает всё: люди, вещи, явления. Но прежде всего и больше всего – люди. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений. Это все создает определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие, руководить им – задача воспитателя. С этой целью рассказываю о интересных людях, профессиях, житие святых, примеры из жизни, различных событиях. Своими рассказами, побуждаю каждого задуматься о смысле жизни, подумать о нашей малой Родине и о людях, живущих рядом с нами. Знакомлю с прекрасным миром музыки при подготовке к различным мероприятиям. Исключительное исполнение музыкальных произведений дали возможность детям понять, что есть такие прекрасные высокие искусства, как музыка и пение.В рамках воспитания духовной нравственности полезной была встреча с отцом Димитрием и отцом Олегом. Эти встречи побуждают детей задуматься о высших нравственных качествах человека, понять сущность добра и зла.Формировать положительное отношение к культуре, народному творчеству, учить видеть и понимать вокруг себя прекрасное, связанное с русской духовностью, – такие задачи моим воспитанникам помогает решать проводимые внеклассные часы: «Сергей Радонежский», «Отечества славные сыны»,«Николай Чудотворец», «2014 – год Культуры России», «Святыни российской державы», «Заочное путешествие по Золотому кольцу России», «Сотвори себя сам», «Люби и знай свой край» и другие. Все это заставляет задуматься ребят о таких явлениях, как жизнь и смысл жизни, справедливость, человечность, порядочность, милосердие, честь, забота о своих близких, любовь к своей Родине, родному краю.С целью воспитания личности гражданина – патриота Родины осуществлялась программа «Патриот». В рамках этой программы были встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами Афганцами и др. Большую долю в воспитании патриотических качеств, в становлении гражданина сыграли участие в акции «Георгиевская лента», открытых занятий «Никто не забыт, ничто не забыто», «Богатырские забавы», «Солдатушки, браво ребятушки» и др.. Воспитанники охотно принимали участие в благоустройстве памятников погибшим воинам в годы ВОВ.Первый опыт приобщения человека к созидательной жизни приобретается в семье, а эффективность этого процесса зависит, прежде всего, от её социального статуса. В семье формируются общечеловеческие ценности: личностные (самопознание, саморазвитие), социальные (человек, человечность, Родина, здоровье), нравственно-этические (доброта, труд, любовь), эстетические (красота, гармония, творчество). И поэтому стараюсь держать тесную связь с родителями, с помощью которых формируем личность, стимулируем его социальную, творческую активность, раскрываем индивидуальность. Стремимся привлечь всю команду в участии КТД. И есть результаты: хорошо читают стихи Миршавка И., Лукъянчиков Е., Лаврищев Д., Найденов А., Шелухин И.. Когда первый раз надо было спеть, песню у меня был страх. Боялась, что одни мальчики – футболисты ничего не получится, но я была неправа. Какой замечательный хор у нас получился. Постоянно организовываем мероприятия с девочками с гимназии, это спортивные состязания, дискотеки, встречи, тематические прогулки, совместные общешкольные мероприятия.Осуществляя воспитательный процесс с воспитанниками, пользуюсь многими педагогическими технологиями (технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического разрешения конфликта, технология этической беседы, организации групповой воспитывающей деятельности, методы убеждения, разъяснения и даже внушения. Воздействую на сознание, чувства и волю воспитанников для формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. У детей вырабатываются правильные суждения, определенное отношение к своим поступкам и поступкам других людей, к общественной жизни, овладевают моральными нормами и правилами поведения в семье, в своем коллективе и обществе в целом. Примером этого стал конфликт Найденова Арсения с учителем, он был агрессивно настроен против учителя. После многократных разъяснений и убеждений мы добились желаемого результата. Мальчик осознал свою неправоту.Вся наша работа ориентирована на закрепление устойчивого положительного поведения в любых изменяющихся условиях. Здесь используются различные формы работы. Например, игры-упражнения, дидактические игры, показ действий и способов общения, использование проблемных ситуаций, различные экскурсии, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, творческие проекты, художественные выставки, участие в благотворительных акциях, тематические утренники, праздники.Результат нравственного и эстетического воспитания,  – «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре», «…к тому, чем живет Родина, ее люди». К чему мы и стремимся.
  • Литература: Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
  • Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
  • Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д.Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
  • Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
  • Воронцов, В.  Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.
  • Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т.А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
  • Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
  • Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.