Публикации
Использование сюжетно – ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование сюжетно – ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями
Автор: Шумилова Валентина Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование сюжетно – ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями
Автор: Шумилова Валентина Дмитриевна
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 50 комбинированного вида «Семи Цветик»Шумилова Валентина Дмитриевна воспитатель высшей категорииИспользование сюжетно – ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями Развитие лексикой стороны речи у детей с речевыми нарушениями — одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребенка. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.Игра – это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором они многому учатся. Известные ученые-психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания.Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. Игровые моменты вызывают у детей встречную активность, затрагивают его интересы, освобождают от утомительной умственной работы и помогают чередовать различные виды деятельности в рамках одного занятия. Все это повышает эффективность образовательной работы, оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребенка. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общения. У детей с речевыми нарушениямипонимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ограничено ситуацией общения. Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающие качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает сложности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово – другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.Для детей группы компенсирующей направленности с ТНР была разработана система коррекционных занятий по формированию словарного запаса у детей в сюжетно-ролевые игры по лексическим темам в соответствии с комплексно-тематическим планированием.Ежедневно воспитателем и учителем-логопедом велась работа, для создания специальных условий развития сюжетно-ролевых игр у детей группы. Воспитатель всячески побуждал детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи, и т.д. Детей постоянно побуждали к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствовало закреплению навыков пользования инициативной речью, ведению ролевого диалога, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т.д. Используя предметы заместители и одновременно слушая учителя-логопеда, ребенок быстро и хорошо запоминал ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, педагог все действия обозначал словом. Когда ребенок наблюдал разнообразные действия и при этом слышал разное обозначение их словом, у него происходило развитие чувства языка.Знакомые сюжетно-ролевые игры логопед использовал для актуализации имеющихся у ребенка речевых средств. В игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.Обучение игровой деятельности состояло, прежде всего, в последовательном прохождении основных стадий игры, ведущим направлением в руководстве игрой этих детей стало формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах. Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, логопед должен, кроме того, наладить контакт с семьей. Для родителей детей с речевыми нарушениями были организованны консультативные беседы о развитии лексической стороны речи детей, в родительском уголке была размещена консультативная информация по теме. Для детей и их родителей были предложены еженедельные домашние задания-игры по лексической теме для закрепления и обогащения словаря и развития совместной игровой деятельности. Это способствовало образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с детьми, помогло лучше понять и принять друг друга.Применение различных сюжетно-ролевых игр, в ходе регулярных занятий оказывает положительное влияние на лексическое развитие детей, вызывает огромный интерес, оживление, постоянно поддерживает их положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей: неуступчивости, неустойчивости интереса к игре требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. В сюжетно-ролевой игре повышается речевая активность детей так как, педагоги всячески побуждают детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, — так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они также формируют произвольное запоминание текстов и движений. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общении.Таким образом, активное использование сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе с детьми способствует формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями.