Публикации «Использование технологии «Кластер» в обучении детей правилам дорожного движения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование технологии «Кластер» в обучении детей правилам дорожного движения»
Автор: Лилия Рихватовна Галимова

«Использование технологии «Кластер» в обучении детей правилам дорожного движения» Галимова Лилия Рихватовна воспитатель МБДОУ «Детский сад №7»г. Лениногорск Систему работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения я строю с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Формирование навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах охватывает все виды деятельности в ДОУ для того, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Решение этой проблемы только одно: с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, дети будут воспринимать и чужую как безусловную ценность. Чтобы достигнуть, определенного результата в своей работе важно использовать, разнообразные методики и технологии. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Говоря о новых технологиях в формировании у детей безопасного поведения, прежде всего, хочу рассказать о методе, который использую в своей работе. Я хочу представить вашему вниманию приём технологии критического мышления «КЛАСТЕР». Это прием позволяет с легкостью систематизировать материал и делать его всесторонний анализ. Составление кластера позволяет детям свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами. Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок). Совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов. Технология развития критического мышления является оптимальной методикой направленной на развитие речи детей. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. «Кластер» можно использовать на разных этапах работы. Смысл этой технологии в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. В своей работе с детьми я успешно использую один из приемов, это Арт-кластер (кластер с картинками). Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с дошкольниками. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему, вокруг которой дети наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет или целый сюжет. Преимуществами использования такого вида кластера, считаю:-наглядность-яркость-необычность материалов-возможность самим детям участвовать в процессе создания кластера. Ценность этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику систематизировать - упорядочить эти большие объёмы знаний, а так же проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. Нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию воспитанников. Формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы. Успех в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Поэтому педагог всегда должен быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике. Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций, зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.