Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час "Мой Пермский край"
Автор: Валентина Ивановна Лискова
С.Большая Соснова.2023г.
Классный час.
Тема «Мой Пермский край».Пояснительнаязаписка.Что такое Родина? В словаре Ожегова сказано так: «Родина- отечество, родная страна. Место рождения, происхождение кого-нибудь, чего-нибудь, возникновение чего-нибудь». Любовь к Родине – в каждом из нас. Она в нас с рождения, она в нас от наших отцов и дедов. Эта любовь – в каждой снежинке, в каждой улыбке, в каждом повороте дороги.
Родина, родничок, Россия, росинка, синий…Слова связаны с чистым светом, надеждой, верой и любовью, с местом, где мы родились и живём.
Данный материал будет полезен при проведении занятий по патриотическому воспитанию.
Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, побудить школьников думать об окружающем мире, заботиться и беречь свой край.
Методы: беседа, поиск нужной информации, выступление перед аудиторией.
Формы: групповая, коллективная.
По окончанию классного часа можно сделать вывод о том, что ребята хорошо осведомлены о своей малой родине, проявляют гордость, что проживают в таком замечательном Пермском крае. Обучающиеся умеют использовать дополнительные источники информации для подготовки к выступлению
Оборудование: проектор, экран.
Наглядные пособия: презентация к занятию;
Раздаточный материал: пословицы, лист А 4 со словами «моя», «малая», «родина».
Ход занятия.Организационный момент. Учитель здоровается с детьми, приглашает занять свои места.
Приветствие (все по кругу,обращаясь друг к другу)
Скажем «Здравствуйте» руками! (руки поднять кверху)
Скажем «Здравствуйте» глазами! (улыбаться и подмигивать друг другу)
Скажем «Здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом.
Сообщение темы классного часа.Учитель. Сегодня мы с вамисобрались для серьёзного разговора.
Назовите свой адрес, где вы живёте?Отгадайте ребус (Родина) (слайд 1).
Что такое Родина?
Родина – это родимая земля, страна, в которой человек родился. Твоя родина – Россия. Ты – россиянин.
Велика Россия. Если ехать наскором поезде от её западной границы до Тихого океана, пройдёт десять дней. Богаты её земли. Красивы её реки и леса. Много в ней деревень и городов, а самый главный город – Москва. Москва – столица России. (слайд 4)
А сейчас послушайте стихотворение и скажите о чём оно.
Шумит над Камой вольный ветер,
В лучах рассвета майский плёс,
И нет наряднее на свете
Осинок этих и берёз.
Поют берёзовые шири,
Звенят мелодии весны,
И нет прекрасней в целом мире
Прикамской нашей стороны. (К.Зубарева)
Ученики. О нашейродине, о Пермком крае.
Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина? Ответы детей (слайд 5)
Учитель. МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что этомаленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
Назовите главный город нашего края. ( Пермь)
Пермский край – является субъектом Российской Федерации, расположен на Западном склоне Северного и Среднего Урала. Пермский край относится к Приволжскому федеральному округу. Цвета флага Пермского края − синий, красный, белый. Синий цвет напоминает о красавице Каме. Красный − символ силы и храбрости наших земляков. Белый − символ чистоты отношений, добра и мира.
Историческое описание герба гласит: «В червлёном (красном) поле
серебряный идущий медведь, несущий на спине золотое Евангелие и
сопровождаемый во главе щита серебряным уширенным крестом».
Главой края является губернатор Виктор Фёдорович Басаргин.(слайд 3)
Пермский край граничит: с Республикой Коми, Кировской областью,
Удмуртией, Башкортостаном, Свердловской областью.(по карте)
Датой образования края является 1 декабря 2005 года. Он был образован
путем объединения двух субъектов Российской федерации, это Пермская
область и Коми-Пермяцкий Автономныйокруг.
На сегодняшний день Пермский край имеет площадь равную 160,2 тыс. кв.
км., в его состав входит 37 муниципальных районов и 13 городов краевого
подчинения.
Самыми крупными по площади считаются Чердынский и
Красновишерский районы. Районными центрами,как правило, являются
крупные города, поселки и села.
Пермский край включает в себя более 20 населенных пунктов имеющих статус города. К самым крупным городам относятся Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский, Лысьва, Кунгур, Чусовой.
Пермский край богат разнообразными полезными ископаемыми. Здесь добываются: нефть, газ, каменный уголь, минеральные соли, золото, алмазы, хромитовые руды и бурые железняки, торф, известняк, драгоценные, поделочные и облицовочные камни, строительные материалы. Пермский край — один из экономически развитых регионов России. Основа экономики края — высокоразвитый промышленный комплекс. Ключевые отрасли промышленности: нефтяная, химическая и нефтехимическая, черная и
цветная металлургия, машиностроение, лесопромышленный комплекс.
Внашем крае очень много замечательных мест. Есть у нас места, куда приезжает много туристов , чтобы увидеть их.
Моя малая родина –Большая Соснова
Большая Соснова - село в Пермском крае. Здесь соединяются в одну две крупных трассы, а потом одна дорога на Пермь.
Раньше я проезжала мимо этого села, откладывала посещение. А потом подвернулся удобный слоучай, чтоб заехать сюда. Большая Соснова встретила изредка проглядывающими из-за туч лучами солнца, хоть и весь день шел дождь.Поселение на месте села Большая Соснова известно с 1580 года. Тогда был построен Сосновский острожек для охраны промыслов купца Строганова.В XVIII веке возникло село Большая Соснова, образовавшееся при слиянии поселков Курмыш, Подгорица, Околоток, Подкукуй.Потом через Большую Соснову проложили Сибирский тракт, по Сибирскому тракту шли многие известные личности: Достоевский, Радищев, Герцен, Чернышевский.В 1824 году через село проезжал император Александр I, в честь этого памятного события в Большой Соснове возвели часовню.В 1822 году в Большой Соснове заложили новую каменную церковь, строительство которой продолжалось до 1834 года. Церковь была освящена в честь Владимирской иконы Божией Матери.А в 1837 году через село проезжал будущий император Александр II. В годы революции в 1919 году в Большой Соснове размещался штаб 30-й дивизии под командованием К.К. Блюхера. На фронт в 1941-1945 гг из всего Большесосновского района ушли более 6000 человек, вернулись чуть больше 1600 человек.
Село Большая Соснова в разное время входило в разные районы Пермского края: в Очёрский, Частинский, было административным центром Большесосновского района. В 1969 году Большесосновский район был образован вновь, утвержены границы и до настоящего времени село Большая Соснова - центр Большесосновского района. Здесь сохранились старинные здания. Но, всё же, основная часть села застроена частным сектором.
Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово– РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
(Игра составь пословицу)
Родина – мать, Родине служить.
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
Учитель. - Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина. (слайд 16)
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза.
-В чём их различие?
-Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (ответы детей )
- Когдаслово «родина» пишется с маленькой буквы? (ответы детей)
- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники? (ответы детей)
Учитель: У каждого из нас есть своя малая родина. Тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители, друзья, где находится ваш родной дом. Для кого- то малая родина-
Это родной город, село. Для кого-то просто улица или уютный дворик с качелями. Словом малая родина у каждого своя.
Чтение с экрана
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Ученик: Малая родина
Островок земли
Под окном смородина
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая
А под ней – скамья
Ласковая малая
Родина моя.
- Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать (ответы детей)
- Расскажите о своей работе в музее.
Рассказ о своей работе, о своих увлечениях. Ответы на вопросы детей.
Вопросы детей
- Какие любимые уроки у Вас были в школе?
- Чем нравится Вам ваша работа?
Ваши любимые занятия? Хобби?
Любимая книга в детстве?
- Сколько лет Вы работаете в музее?
Есть ли тайны или что-то необычное в музее?
Где Вы берёте новые экспонаты для выставок, и где они хранятся?
Песня «У моей России» (слайд 17)
Итог:– Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для настем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. (слайд 18)
Дети читают стихотворение
Что мы Родинойзовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды-
Звёзды миранад Кремлём.
Оценивание активности ребят на занятии.
Спасибо за внимание.
ПриложениеРодина – мать, умей за неё постоять.
Жить- Родине служить.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Где кто родится, там и пригодится.
1. Ресурсы – Интернет.
2.Князева Н.А. Учебное пособие «Маленький Пермяк», г. Пермь, «Книжный мир», 2005.
3.Попова Г.П. Классные часы, –Волгоград: Учитель, 2008.