Публикации
Конспект психологического тренинга для педагогов «Приемный ребенок в школе»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект психологического тренинга для педагогов «Приемный ребенок в школе»
Автор: Ефремова Ольга Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект психологического тренинга для педагогов «Приемный ребенок в школе»
Автор: Ефремова Ольга Александровна
Конспект психологического тренинга для педагогов «Приемный ребенок в школе»Цель: Обращение внимания педагогов на чувства приемного ребёнка и причины трудного поведения в период адаптации в школе. Ознакомление педагогов с внутренними процессами, происходящими с ребенком, глазами самого ребенка с травматическим опытом. Выработка комплексных решений в трудных ситуациях участниками образовательного процесса.Педагог -психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Очень приятно ВАС видеть ВСЕХ ВМЕСТЕ. Во время учебного года, когда все погружаются в ежедневный круговорот школьных дел, когда с головой захлестывает море забот, порой мы не успеваем вспомнить, виделись ли сегодня, здоровались друг с другом или нет… Можем поздороваться несколько раз или машинально пробежать мимо друг друга… Предлагаю исправить это положение. Давайте подарим друг другу улыбки и громкие аплодисменты.Посмотрите друг на друга - все мы разные, дети которые приходят к нам за знаниями, каждый индивидуален. но есть база, на которой основана вся наша жизнь Это наши потребности и их удовлетворения. Наверняка вы слышали про пирамиду Маслоу?1.Что входит в первую потребность физиология (пища, вода, воздух);2. Безопасность. стремление защитить себя от внешних угроз, должно быть место, где нам хорошо – это уверенность, стабильность и защищенность..3. Причастность- это любовь, внимание, общение, забота. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми. 4. Уважение. На данном этапе возникает потребность в признании- со стороны общества, значимость, успеха5. Самоактуализация. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни, саморазвитие. Педагог - психолог: Пока каждая ступень не будет реализована, то следующая ступень, тоже не будет раскрыта в полной степени. А иногда и не раскроется полностью. Поэтому важно при взаимодействии с детьми, признавать их индивидуальность, чувства, жизненные ситуации и потребности. Педагог - психолог: А теперь, примите удобное положение, расслабьтесь, послушайте сказку… «Сказка «Коряга»Давным – давно в прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья, как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая – ни красоты, ни проку… Как ей было обидно (метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение происходит с другими, и она переживает от этого. Коряге некому помочь принять свою уникальность).Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили их на мебельную фабрику. «Счастливчики…», - думала Коряга, завидуя этим деревьям. – «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании…» (метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд).Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут… Но, несмотря на это, она была счастлива! (метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоуничтожение», мы «сгораем»).В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев. Как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств… (бессознательные процессы).В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю…, но ничего не получилось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (долгая пауза). (метафорический кризис: шанс изменить жизнь).Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет? – думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью… Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что сейчас точно ей придет конец… Но вот шторм потихоньку начал стихать… и на небе показалось солнышко… Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны… теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать… Здесь она была одна такая…, единственная… И на душе у нее стало радостно и спокойно (пауза). (метафора: вода и шторм – метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис, т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение. Кризис меняет человека – шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее – именно кризис принес оздоровление. Чем больше в своей жизни мы переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем «здоровее», сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность – так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, Коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики… (невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна).Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью… (пауза) и никогда она не слышала такой похвалы в свой адрес… (пауза) и никто не держал ее в своих руках так осторожно и заботливо (долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком. (метафора: признание индивидуальности, придача «товарного вида»).Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью… (долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью: «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и много других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушивалась в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.«Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно». (метафора: торжество).Педагог - психолог: Кто услышал для себя что-то важное? …ответы участников.Педагог - психолог: Эта история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. Мы все разные, не похожи друг на друга, но все индивидуальны, и каждый из нас по-своему уникален!Педагог - психолог: Прямо сейчас, я попрошу вас объединиться в мини группы, для дальнейшей работы…Вы сейчас получаете на руки кейсы с ситуациями…На каждый кейс, вам дается 5-7 мин,После того, когда вы закончите обсуждение, мы вместе разберем каждую ситуацию.Из ваших обсуждений вам нужно сделать выводы:Какие чувства испытывает ребенок, родитель, учитель Причины трудного поведения ребенка Алгоритм действий родителей и учителей, чтобы помочь ребенку Кейсы для разбора участниками. Лайфхаки для учителей и родителей(кейсы, направленные на анализ трудного поведения приемного ребенка в образовательном учреждении)КЕЙС №1: Косте 11 лет, очень изобретательный и энергичный мальчуган: то кошку в школьный рюкзак запихнёт, то на окно залезет. Он не умеет справляться со своими эмоциями: хамит, требует внимания, нарушает правила, не выполняет требования. С учебой у ребенка большие проблемы, так как уровень знаний очень низкий.В приёмной семье Костя второй месяц. До этого он снова оказался в детском доме после отказа от него прежней приемной семьи, в которой ребенок прожил два года. В новой школе Костя нецензурно выругался на весь класс, не сумев решить пример, после замечания учителя выбежал из класса, пнув по дороге чей-то портфель. В классе у Кости не сложились отношения с одноклассниками, которые высмеивают его, провоцируют к драке. Учитель, пытается поддержать ребенка. Во время классного часа она рассказала детям о сложной судьбе мальчика пытаясь вызвать сострадание к нему. Однако, ситуация только осложнилась. Дети стали обзывать Костю. Мальчик отказывается посещать школу. После обсуждения и подведения итогов, выводим на экран таблицу с лайфхаками по этому кейсу:КЕЙС №2: Андрей 8 лет, – вьющиеся тёмные волосы и взрывной характер. Иногда «находит» и он в бешенстве пинает мебель, швыряет игрушки. До 7 лет Андрей жил в детдоме. Скоро год как мальчик живёт с приёмной мамой Натальей, которая помогла ему справиться с нервным тиком, сильными проблемами с речью и стать гораздо спокойнее, мягче.В школе Наталья не стала говорить, что ребёнок приёмный. Уже на 2-ой неделе учёбы Андрей пришёл в слезах, дети в классе его дразнили и смеялись над его фамилией. Наталья пошла к учителю. После этого Андрей в ярости запретил ей ходить в школу и «стучать».Имя Андрей не сходило с уст учителя на собраниях: не хотел идти на завтрак в строю, ударил мальчика, когда тот засмеялся над его неправильным ответом на уроке и т.п. На 3-ем собрании чей-то папа сказал: «Почему мой ребёнок должен учиться рядом с этим неадекватным?» Другие родители поддержали: «Распустили ребёнка, всё дома ему позволяют» На следующий день после собрания Андрей подрался сразу с двумя одноклассниками и в ярости разодрал ногтями лицо охраннику, который попытался их разнять.После обсуждения и подведения итогов, выводим на экран таблицу с лайфхаками по этому кейсу:Педагог -психолог: И в заключении, уважаемые коллеги, давайте постараемся научиться воспринимать трудные ситуации с нашими детьми не с позиций стереотипов, а как профессиональные задачи. Будем решать эти задачи вдумчиво, не поддаваясь первой эмоциональной реакции. Будем обращаться к специалистам, к здравому смыслу, и к своему жизненному опыту. Завершить хочется, цитатой из книги « В класс пришел приёмный ребенок» Людмилы Петрановской: «Дети очень чутко воспринимают эмоциональное состояние взрослого. Если вы их боитесь, они будут садиться на шею. Если вы их не любите, они будут обижаться и мстить. Если вы на них злитесь, они будут меряться с вами силами. Никогда не говорите, и не думайте: «Он неуправляемый» или «Я не могу с ним справиться». Лучше: «Я пока не нашёл способ, как помочь ему изменить поведение».Я справлюсь и у меня все получиться. «Мысли нужно выбирать, как цветы – только красивые !(положительные)»