Публикации ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Автор: Валиева Гулия Ильсуровна

Г.И.Валиева,учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «ВСОШ №4 им.Г.Баруди»Высокогорского муниципального района РТФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫФункциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Ребенку важно обладать:
  • Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
  • Возможностью решать различные том числе нестандартные) учебные и жизненные
  • задачи.
  • Способностью строить социальные отношения.
  • Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
  • Виды функциональной грамотности.
  • Читательская грамотность.
  • Естественно-научная грамотность
  • Математическая грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Креативное мышление.
  • Глобальные компетенции.
  • Математическая грамотность – это способность человека проводить математические рассуждения, формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.На уроках математики младшие школьники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества.Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. На уроках математики мы обязательно опираемся на уже имеющийся опыт детей и, конечно же, расширяем естественнонаучные представления.Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Необходимый компонент при решении нестандартных и проектных задач на уроке математики.Глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе, начиная с 1 класса. При планировании уроков математики все формы и методы работы направляю на развитие познавательной, мыслительной активности, которые в свою очередь направлены на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.Математическая функциональная грамотность.
  • Очень важно, чтобы дети понимали необходимость математических знаний в повседневной жизни и могли ответить на вопрос: «А зачем мне эта математика нужна?». Поэтому начиная с первых уроков предлагаю детям задания, ситуации, приближенные к их повседневной жизни, которые стимулируют потребность и желание изучать математику.
  • Задания из учебника: определение времени по часам, начиная с изучения чисел первого десятка, изучение величин измерения и их применение (сантиметр, дециметр, килограмм, литр), решение и составление задач практической направленности, действия с монетами и рублями (сравнение), развитие финансовой грамотности.
  • Чтобы дети владели и использовали математическую терминологию, применяю такие задания: чтение математических выражений разными способами, словесные математические диктанты, строить математические суждения (рассуждения). На начальном этапе обучения считаю главным развивать умение каждого ребёнка мыслить с помощью логических приёмов: сравнение, выделение свойств предметов; сравнение, существенные и несущественные свойства; анализа и синтеза; логические цепочки; классификации; высказывания (истинные/ложные).
  • Систематически использую на уроках математики специальные задачи и задания, направленные на развитие логического мышления, которые формируют и развивают функциональную грамотность школьников, креативное мышление, позволяют более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.Одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.На этапе актуализации знаний, я предлагаю ребятам решить логические задачки, так как при этом активизируется внимание учащихся, все вовлекаются в учебный процесс. Для их решения, как правило, не требуется выполнение вычислений, а используются лишь логические рассуждения.Читательская грамотностьВ 1 классе обучаем детей читать и понимать смысл прочитанного текста. В основу закладываем развитие умения работать с текстом. Часто можно услышать от родителей, что ребёнок хорошо знает таблицы сложения/вычитания, умножения, правила, а вот задачи решать не умеет, почему? А дело в том, что он не умеет работать с текстом. Очень важно научить:
  • Осознанно выбирать и упорядочивать информацию.
  • Работать с иллюстрацией, как с источником данных, учить учиться с помощью рисунка, схемы.
  • Обобщать фрагменты информации, данные в разных предложениях, в разных частях текста.
  • Переформулировать вопрос и сообщение текста.
  • С этой целью на уроках использую: задания «на дополнение информации»; приём «тонкие» и «толстые» вопросы; верные или неверные утверждения и т.д. Большой потенциал в формировании читательской грамотности на уроках математики содержится в работе с задачами.Второй этап. Для усвоения содержания текста задачи применяю переформулировку задачи. Цель переформулировки – отбрасывание несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла существенных элементов задачи. Третий этап. Моделирование ситуации, описанной в задаче (разрезной счётный материал, рисунки, отрезки, схемы, краткая запись и т.д.) Освоение моделей это трудная работа для учеников. Чтобы самостоятельно решать задачи, ученик должен освоить различные виды моделей, научиться выбирать модель, соответствующую предложенной задаче, и переходить от одной модели к другой.Четвёртый этап. Решение задачи и запись ответа. (Разбор по презентации.)
  • Что нужно найти? Каким действием будем находить ответ на первый вопрос? Второй? Сколько действий? Что запишем в ответ?
  • Пятый этап. Дополнительная работа с задачей (Выбираю исходя из целей, типа урока. Какие навыки, умения и знания хочу формировать и совершенствовать). Работа с дополнительной информацией (урок повторения/ закрепления) развитие естественнонаучной грамотности, глобальных компетенций. Решение задач разными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.Решение задач с недостающими или лишними данными.Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.Самостоятельное составление задач учениками.
  • используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;
  • по данному плану ее решения,
  • действиям и ответу;
  • по выражению и т. д.
  • Объяснение готового решения задачи. Изменение вопроса задачи.У Саши 5 машинок, а у Коли на 2 машинки меньше. Сколько машинок у Коли? Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия. Таким образом, мы видим, что уже с 1 класса на уроках математики идёт развитие вех видов функциональной грамотности. Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.Список использованных источников:
  • Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.
  • Игнатьева, Е. Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). - С. 162-172.
  • Царегородцева, Е. А. Формирование когнитивного опыта как основы функциональной грамотности младших школьников / Е. А. Царегородцева // Детство, открытое миру : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 95-98.
  • Варавина, О. С. Формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства // Педагогический поиск. -2020. - № 3. - С. 13-16.
  • Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции.-2020. - № 1 (40). - С. 123-126.
  • Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся вобучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15.
  • Ушакова, М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством повышения качества математического образования / М. А. Ушакова // Научнометодическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 1 (9). - С. 56-59.
  • Федорова, Е. И. Логическая грамотность – одно из направлений функциональной грамотности / Е. И. Федорова // Современная образовательная среда: теория и практика : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. – Чебоксары, 2020. - С. 47-49.