Публикации Формирование математических представлений младших школьников в пропедевтический период

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование математических представлений младших школьников в пропедевтический период
Автор: Сугако Александр Евгеньевич

Уровень достигнутого сегодня знания позволяет выделить среди многочисленных факторов, являющихся источниками отклонения в развитии человека, три основные группы: биогенные, социогенные и психогенные. Можно сделать также общий вывод о том, что любая «поломка», любое ограничение потенциальных возможностей человека, по какой бы причине и на каком бы уровне индивидуальной организации они не произошли, неизбежно затрагивают эту организацию в целом и ведут к нарушениям взаимодействия индивида со средой, к вторичным личностным деформациям. Попытка осмыслить и обобщить требования, предъявляемые к условиям жизни детей риска в школе, логику и содержание собственно педагогической работы с ним и стала основанием того направления исследовательской и практической деятельности, которое сегодня получает отражение в понятии «коррекционная педагогика».(8; с.11)Объектная область коррекционной педагогики в ее современной трактовке — ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявляются во взаимодействии индивида со средой и не обусловлены факторами, связанными с органической этиологией, явления социально - психологической, школьной дезадаптации.В зависимости от того, на каком уровне индивидуальной организации адаптационные нарушения проявляются наиболее выпукло, состояния риска подразделяются на следующие основные группы: - состояние риска академической неуспешности. Они возникают тогда, когда дидактические требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют уровню зрелости психофизеологических, общедеятельностных и интеллектуально - перцептивных функций, обеспечивающих процесс учения; - состояние социального риска. Эти состояния возникают, когда ребенок защищается от сверхвысокой от него нагрузки, предъявляемой школьными требовании на личностном, поведенческом уровне. Такая защита может принять форму утраты учебной мотивации; - утверждение себя в различной замещающей учение деятельности; - активного или пассивного протеста против непрестижного положения в учебной среде, неизбежно связанного со статусом отстающего ученика;- состояние риска по здоровью. Такие состояния возникают, когда дети, внешне или внутренне мотивированные к учению, не могут позволить себе защититься от чрезмерной для них нагрузки на поведенческом уровне. Они работают в режиме сверхнапряжения, и расплата за такую работу неизбежно рано или поздно наступает в виде «срыва», «сбоя» на уровне одной или нескольких слабых систем организма;- состояние комплексного риска. Их характеризует, как это следует из определения, риск адаптационных нарушений сразу по двум или трем перечисленным выше направлениям. Таким образом, коррекционная педагогика определяется как область педагогического знания, предметом которой являются разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально психологической адаптации индивида, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных родителей.У коррекционной педагогики в образовательном пространстве сегодняшней России есть и непосредственная сфера востребования. Эта система коррекционно — развивающего образования, которая получает все более широкое распространение в различных типах образовательных учреждениях, и прежде всего в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в средних общеобразовательных школах.Система коррекционно - развивающего образования включает в себя различные формы организации образовательного процесса, в том числе классы компенсирующего обучения. Она предполагает соединение в педагогическом процессе учебных стратегий со стратегиями диагностическими, охранными, социальными, коррекционно - развивающими. Она, естественно, требует от педагога особой подготовки, которой и должна вооружить его коррекционная педагогика.Поскольку базисным основанием коррекционной педагогики является концепция профилактики школьной дезадаптации, объектом первоочередного внимания педагогов становится ситуация риска. Принципиально важно, что в качестве источника возникновения подобного рода ситуации причинами адаптационных нарушений у ребенка рассматриваются не его индивидуальные особенности (они могут выступать лишь как предпосылки), а особенности и качество окружающей его микросоциальной и, прежде всего, школьной среды. Этим подчеркиваются гуманистические приоритеты, на которых базируется современная, в том числе коррекционная, педагогика. Не ребенок для школы, а школа для ребенка - таков главный смысл тех преобразований, которые были провозглашены новым Законом «Об образовании» и которые с большим трудом, но все же утверждают себя в современной образовательной практике.На современном этапе школа ставит одной из основных задач подготовку учащихся к жизни, и овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде. Овладение даже самыми элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение и сравнение. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями - сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни.В данной главе рассматривались следующие вопросы:
  • Предмет и задачи коррекционной педагогики.
  • Основные направления педагогической работы по коррекции дефицитных школьно - значимых функций.
  • Математические представления учащихся начальных классов в пропедевтический период.
  • Предметом коррекционной педагогики является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально – психологических адаптаций индивида, трудностей их в обучении и освоение соответствующих возрастным этапам развития социальных родителей.Основными направлениями педагогической работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций являются:- развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа пространственных представлений;- развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, координация в системе «глаз-рука»;- развитие и совершенствование сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук;- игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками. Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.Так как задачами подготовительного периода являются, во – первых, выявление имеющихся у детей знаний; во – вторых, подготовка к изучению систематического курса математики; в – третьих, усвоение общеучебных умений и навыков, то в пропедевтический период необходимо сформировать у детей:- пространственные понятия, то есть положение предметов в пространстве ( далекий – близкий, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, правый – левый, справа- слева, спереди – сзади, внутри – снаружи, около, рядом, посередине, между, за, перед);- временные понятия (сегодня, завтра, вчера, части суток: утро, день, ночь, вечер; их последовательность, дни недели, месяца);- понимание признаков предметов, характеризующих их размер (большой- маленький, больше- меньше, равные по величине, длинный – короткий, длиннее – короче, равные по длин, высокий – низкий, выше – ниже, равные по высоте, широкий – узкий, шире – уже, равные по ширине);- умение сравнивать предметы по тяжести;- развитие количественных представление и понятий (понимание того, что общее количество предметов в группе не зависит от размера, цвета, формы и расстояния между предметами).Наглядность, чувственное восприятие и практическая деятельность детей являются основой осознанного усвоения знаний, лучшим средством развития мышления детей.Предметом постоянного внимания учителя являются: развитие речи учащихся, обогащение и уточнение их словаря, формирование умений рассказывать о собственной деятельности и так далее.Задачами подготовительного периода являются, во-первых, выявление имеющихся у детей знаний, во-вторых, подготовка к изучению систематического курса математики, в-третьих, усвоение общеучебных учений и навыков, а также правил поведения в коллективе (слушать, правильно понимать и выполнять требования учителя, правильно сидеть за партой, вставать, выходить из-за парты, повторять задания учителя, задавать вопросы, отвечать на вопросы учителя и так далее), что создает возможность работы с классом в школе. Наряду с пространственными представлениями необходимо выявить понимание признаков предметов, характеризующих их размер: большой — маленький, больше — меньше, равные по величине, длинный — короткий, длиннее - короче, равные по длине, высокий - низкий, выше — ниже, равные по высоте, широкий -узкий, шире -уже, равные по ширине. Для пропедевтических занятий существует специальная программа в общей программе по математике. В ней предусмотрено обучение сравнению предметов по размеру, тяжести, форме, развитие количественных и пространственных представлений. При сравнении предметов они стараются иногда накладывать предметы один на другой или прикладывать их друг к другу, но не знают, как выполнить наложение или приложение. Поэтому никакого сравнения не получается. Уточнение или формирование признака должно проходить на раздаточном материале, натуральных предметах, причем таких, у которых этот признак рельефно выступает и по которому эти предметы отличаются друг от друга (все остальные признаки одинаковы). Можно показать работу над формированием понятий о признаках, характеризующих размеры предметов, на примере формирования понятий длинный — короткий, равные по длине.Учитель намечает, какие пространственные представления нужно уточнять и формировать в первую очередь. Полезна работа по рассматриванию сюжетных картин и определению пространственного положения предметов на них. В пропедевтический период, еще задолго до знакомства детей с числами первого десятка и нумерации, учитель ставит и решает задачу развития количественных представлений и понятий. В пропедевтический период уроки должны быть организованы так, чтобы они способствовали пробуждению и привитию интереса к математике. Наглядность, чувственное восприятие и практическая деятельность детей являются основой осознанного усвоения знаний, лучшим средством развития мышления детей.При организации констатирующего исследования в качестве основных ориентиров в работе с детьми класса коррекционно- развивающего обучения были выбраны следующие:- развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа пространственных представлений;- развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, координация в системе «глаз-рука»;- развитие и совершенствование сложнокоординированных движений кистей и Развитие математических представлений у младших школьников класса коррекционно- развивающего обучения в пропедевтический период невозможно без пространственных представлений, которые невозможно отделить от формирования умений мысленно представить различные положения предмета, изменения его формы и положения в зависимости от точки зрения, различных поворотов и трансформаций, умением зафиксировать это представление на изображении. Формирование математических представлений невозможно без пространственных представлений, которые формируются на этапе изучения с младшими школьниками таких понятий, как точка, линия, отрезок, прямоугольник и так далее. Геометрические задания, по их мнению – с которым следует согласиться, будут способствовать развитию пространственных представлений, если операции по выполнению этих заданий будут связаны с поворотами фигур и одновременным активным включением в объяснение таких понятий, как вверх – вниз, влево – вправо и так далее. По результатам наших наблюдений большое значение в формировании математических представлений младших школьников класса коррекционно- развивающего обучения в пропедевтический период имеет организация работы по ориентации плоских и объемных геометрических фигур. С этой целью предлагается использование серий упражнений на соответствие образа (модели) и его изображения с учетом переориентации на плоскости и в пространстве на основе простой формы ориентировки по «схеме тела».Наряду с работой в классе формирование математических представлений осуществлялось и во внеурочной и внеклассной деятельности. Учитывая особенности психоэмоционального развития детей с отклонениями на занятий внеурочной деятельности применяли приёмы, вызывающий наибольший интерес учащихся. Применение различных приёмов проведения устного счёта, использование элементов игры, соревнования, несложных наглядных пособий и технических средств делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют свою активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой высоких для себя результатов.