Публикации «Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста».
Автор: Сергей Юрьевич Свиридов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯБИЛИБИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста»Введение:Проблема духовно – нравственного воспитания и развития ребенка в современной России – одна из приоритетных. Основы духовно – нравственной культуры личности формируются в младшем школьном детстве, когда ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в познании, оценивании, осмыслении. Любознательность детей, их вопросы обо всех сторонах жизни способствуют становлению уникальной картины мира. Стремление к целостному пониманию объектов и явлений выражается в огромном количестве вопросов, раскрывающих мир с разных точек зрения. Целостное представление возникает благодаря ответам взрослых, экспериментам, исследованиям, информации из сказок, рассказов, телевизионных передач, компьютерных игр. Основные задачи духовно – нравственного воспитания дошкольников это: развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку:- высокую духовность;- доброту;- отзывчивость;- трудолюбие,- уважение к старшим;- милосердие;- бережное отношение к природе, ко всему живому;-терпение, сострадание, мужество;В воспитании основ духовно – нравственной культуры личности школьника важную роль играют народные игры. Народные обряды, игры, праздники вызывают все больший интерес у специалистов самых разных областей знаний. Ученые, педагоги стремятся понять сущность, особенности, возможности народных игр в современных условиях.Игры народные-термин, которым обозначаются как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, которые имея игровую развлекательную основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, песенного, поэтического и изобразительного искусства, а также верований и религиозных культов.Детские народные игры, песенки, считалки, потешки, прибаутки, загадки представляют собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры.Многовековой опыт человечества показал, что игра-важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее, образовательное значение. Как и народная поэзия, легенды, сказки. В народной игре ограниченно сочетаются художественные и педагогические начала. Они дают как бы первый толчок направлению характера, склада ума ребенка. Ребенок не может расти без игры. Поэтому нередко детство называют возрастом игры.Замечательной особенностью народной игры является ее педагогическая многофункциональность. Любая игра положительно воздействует на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функцию ребенка и способствует всестороннему и гармоничному его развитию. По выражению Л.С. Выгодского, «игра является величайшей школой социального опыта, так как в ней усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую игру входит непременное ее условие: умение координировать свое поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой коллективный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений». К этому очень точному и глубокому определению социальной роли игры следует добавить. Что отсутствие или недоразвитие социальных навыков и умений ведет к нарушению межличностных взаимоотношений. В первую очередь со сверстниками, в результате чего возникают беспокойство, страх. Обиды, неуверенность в себе, неумение постоять за себя, неспособность контролировать свои чувства. эти переживания и дискомфорт при общении являются основной и непосредственной причиной неврозов и отклонений в поведении детей.Игровая деятельность, в которой проходило детство русских крестьян, представляла собой очень интересное явление. Она как бы моделировала жизнь взрослых людей. В играх воспроизводились многие жизненные ситуации, воссоздавались социальные отношения между людьми, характерные для деревенского общества. Игра моделировала ситуации, требовавшие от человека напряжение всех его душевных и физических сил. Дети приучались преодолевать трудности, боль, сохранять выдержку в трудных обстоятельствах, не таить зло на обидевшего человека. С помощью игры ими усваивались нормы и правила поведения в обществе, оттачивались представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. В играх развивалось чувство товарищества, взаимопомощи, уважения к сопернику. Игра кроме того, позволяла тренировать физическую силу, ловкость, скорость, а также развивать различного рода способности, заложенные в человеке: умение петь, плясать, рассказывать сказки, имитировать поведение животных и птиц.Игры русских детей были очень разнообразны. В сборнике Г.С. Виноградова «Детский народный календарь» можно проследить смену сезонных народных детских игр. Игры комнатные – это игры зимние; игры подвижные, с бегом. Требующие большого пространства, проводятся в летнее и весеннее время. В традиционной культуре характер детских игр меняется в зависимости от возраста. В первые годы жизни с ребенком играют взрослые: мать, няня, бабушка, забавляющие ребенка несложными потешками и играми с пальцами и руками. Совместные игры начинаются позже, первоначально они носят неорганизованный, беспоспорядочный характер; затем вносит некоторый ритм и порядок. Тогда появляются игры типа хороводов, когда дети совершают ритмические движения и поют песни. Наибольшей организованностью отличаются игры, в которых между участвующими распределяются роли, в них дети должны не только подражать один другому, как это делается в предыдущей стадии, но и остаться в пределах предоставленной им роли. Народный игровой материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей. Народные игры ненавязчиво знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием. Чувством юмора. Они вызывают интерес детей к русской национальной культуре, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойство, тревоги, словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.В современном образовательно-воспитательном процессе игровое обучение должно проходить в неформальной атмосфере, в сотворчестве педагога с детей. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь учеников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение педагога обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Руководитель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Цель - Гармоничное духовно-нравственное развитие личности младшего школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.Задачи: - Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства.-     Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.-     Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.-  Физическое развитие дошкольников, формирование навыков здорового образа жизни.- Консолидация и координация деятельности детского сада, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.-  Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.Знакомство с игровым фольклором в практике образовательных учреждениях осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досуге и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаться сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выходы из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть ученики приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Здесь важно научить детей умению игровой импровизации.Для работы с детьми должен быть подобран специальный репертуар, отвечающий следующим требованиям: в произведениях игрового фольклора должны быть включены доступные детям явления, выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образы игры. Задачи воспитания детей в коллективе диктуют руководителям соблюдать основной методический принцип: необходимо тщательно подходить к выбору игрового репертуара, и подбирать его в соответствии с возрастными особенностями детей. Осваиваемый детьми игровой репертуар должен быть доступен по тематике, а также по исполнительским возможностям. Подбор игр с музыкальными припевами в зависимости от исполнительских возможностей детей, начиная от узко объёмных попевок с постепенным расширением диапазона.Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.На начальном этапе музыкально-эстетического воспитания детей в коллективе игровой фольклор используется в качестве основного репертуара. Так как именно традиционные игры типа «Зайка», «Дуйся пузырь», «Я на бочке сижу» и другие не содержат в себе трудностей для восприятия и усвоения, они становиться начальным этапом в постижении высоких уровней народной песенно –танцевальной культуры и влияют на развитие ума. Различные ситуации игры влияют на развитие положительных качеств характера, воли, нравственных чувств, укрепляют физическое здоровье, развивают творческое воображение. Но творческое воображение не появляется, само собой. Оно воспитывается, развивается в результате длительной регулярной работы педагога. Игровое творчество проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игр. От богатства и характера игры зависит развитие замысла и использование средств изображения.Вступая в игру добровольно, каждый ее участник сам берет на себя обязательство выполнять правила и традиции, а они неуклонно способны добиваться от каждого участника игры уважения к другим играющим, к заложенным в игре культурным традициям народа, к всечеловеческим ценностям. Во время занятий детям необходимо давать сведения об истории и распространении игр, в которые они играют, показать варианты этих игр, тем самым, давая представление о возможностях видоизменения трансформации игровой схемы и правил игры. Непременным условием является практическое освоение традиционной игровой терминологии текстов (считалок, дразнилок, приговорок), что может сопровождать толкование отдельных образов-символов, встречающихся в этом тексте. Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Педагог должен стоять так, чтобы его видели все участники игры. В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. В старших группах алгоритм объяснения игры может быть следующим:
  • Название игры;
  • Роли играющих и их расположение на площадке;
  • Содержание игры;
  • Цель игры;
  • Правила игры.
  • Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей. В играх с детьми младшего возраста педагог берет на себя роль ведущего. В старшей группе это могут уже делать и дети. Педагог, по возможности, так же учитывает гендерные особенности детей при выполнении задания, обращает внимание детей на правильное выполнение заданий в игре, в основном использует поощрение, оценивает действия и поведение детей. Указания лучше делать в доброжелательном тоне, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу- все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Педагог регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные – 4-6 раз. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Заканчиваем игру анализом проведенной игры и предложением перейти к каким – либо другим видам деятельности более спокойного характера. Дети анализируют, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одни, а другие ни разу не попались ему. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений. В работе по развитию творческой активности детей можно использовать некоторые способы, подводящие к игровому творчеству. Детям предлагается придумать собственный вариант игры на определенную тему. Игры – образы, здесь детям предлагается додумать, завершить игру, придумав собстенные правила.Таким образом на основании изученной литературы и проанализированного опыта можно сделать следующие выводы. Младший школьный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Средний дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.Народные игры являются действенным средством всестороннего, и, прежде всего умственного и физического развития детей. Они помогают освоению и закреплению ранее полученных знаний и умений, развивают физические качества в различных игровых ситуациях. Народные игры органически включаются в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях и могут составить конкуренцию авторским современным подвижным играм при соблюдении следующих организационно-педагогических и психолого-педагогических условий:- систематического их включения в разные формы организации двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, прогулки, физкультурно-спортивные досуги и праздники, дни здоровья),- использования эмоционально привлекательных приемов организации и проведения подвижных игр (народных атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения и т.п.),- интеграции образовательных областей «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» в процессе разучивания и использовании русских народных игр.Если в традиционной культуре игры естественно бытовали в детской среде и передавались от одного поколения детей другому, то в наше время задача возрождения народной игры ложиться на плечи педагогов. несмотря на то что игра является естественным состоянием ребенка, количество и содержание детских игр и даже сама способность ребенка к игре целиком зависят от взрослых. Это подтверждается выводами, сделанными исследованиями ЮНЕСКО: «Дети которые полностью предоставлены сами себе, теряют способность к игре» и «Решающее значение имеет отношение взрослых к играм детей – враждебно настроенные или безразличные родители и педагоги могут свести к нулю игровые возможности детей». Таким образом используя педагогические возможности народной игры, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие юного поколения.Педагогическое значение народных игр в воспитании детей довольно велико: игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка. Таким образом, игра- фундаментальный источник духовного роста в учебно-творческой деятельности, прежде всего, потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного бытия. В этом ее колоссальная развивающая сила. Игра вводит детей в новый, необыденный мир-мир социальных отношений людей их общих смыслов.Широкое введение в учебно-творческую деятельность народных игр, народных способов их самодеятельной, самостоятельной организации требует от педагога применения преимущественно опосредованных и косвенных, а не только прямых путей и способов воздействия. Учет этого существенно расширяет представление о содержании, формах, уровня развития педагогического руководства игрой, превращая его в комплексное руководство, сочетающее педагогические воздействия со свободной творческой активностью и самостоятельностью играющих воспитанников.Игра несет ребенку радость, веселье, помогает лучше узнать и полюбить своих товарищей, соседей, друзей. Как учит народная мудрость – в дороге и игре узнают людей. Это лучший отдых. «Мешай дело с бездельем – и проживешь век с весельем».СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.2.Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А.Аркин. – Москва: Просвещение, 1967. 445 с.3.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: кн. для учителя / Н.П.Аникеева. - Москва: Просвещение, 1987. - 144с.4.Арсентьев, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В.П. Арсентьев. - Москва: Академия, 2009. - 192 с.5.Бауэр, О.П. Подвижные игры. Теория и методика физической культуры дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов / О.П.БауэрСанкт-Петербург: Нева, 2010. - 402 с.6.Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст]: учебник для студентов учреждений сред.проф. образования / Е.Н.Вавилова – Москва: Просвещение, 1986. 128с.7.Веракса, Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » [Текст] / под редакцией М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – Москва: Мозаика, 2018. 368 с.8.Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье [Текст] / Э.С.Вильчковский. – Киев: Основы, 1987. - 126 с.9.Волошина, Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.Н.Волошина. – Электронные текстовые данные. – Омск: Сибирский государственный педагогический университет, 2016.-72 с. – 3227-8197 – Режим доступа: http: // www. detki.ru/13541.htm.l, только для зарегистрированных пользователей. Дата обращения: 26.11.2019.10.Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье [Текст] / Л.Н.Волошина. - Москва: Книжный мир, 2003. - 58 с.11.Жуков М.Н. Подвижные игры [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / М.Н.Жуков. — Москва: Издательский центр «Академия», 2018. 160 с.12.Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.К. Ковалевский. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016.-138с. – 2215-6879 – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http: // www. maam.ru/21357.htm.l, только для зарегистрированных пользователей. Дата обращения: 26.11.2019.13.Лейкина, М.В. Подвижные игры [Текст]: учебное пособие для техникумов физической культуры / М.В.Лейкина. – Москва: Просвещение, 2019. 99с.14.Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - Москва: ФиC, 1987.- 359 c.15. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет [Текст] / М.А. Рунова- Москва: Мозаика-синтез, 2009. 212 с.16. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб.пособие / Э.Я.Степаненкова Москва: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.17.Теория и методика подвижных игр [Текст]: учебно-методический комплект / сост. Е.А.ДомрачеваУфа: Академия ВЭГУ, 2012. - 67 с.18.Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков [Текст] / С.О.Филиппова. - Москва: Просвещение, 2004. - 108 с.19.Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст]: учебник / Д.В. Хухлаева.- Москва: Просвещение, 2008.208 с.20.Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А.Шишкина. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. 88 с.