Публикации Мастер-класс Тема: Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс Тема: Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.
Автор: Елена Владимировна Акулич

МАСТЕР-КЛАССТема: Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.Подготовила: Акулич Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Калевальская СОШ.Цель мастер-класса: обмен опытом педагогической деятельности по проблеме формирования читательской грамотности младших школьников; познакомить участников мастер-класса с некоторыми приёмами формирования смыслового чтенияПланируемые результаты: участники мастер-класса получат знания о некоторых приемах и заданиях по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофрагменты, конверты с заданиями для работы.Ход мастер-класса.Мотивация.Слайд 1.«Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».К. Д. Ушинский Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».Предлагаю Вам посмотреть фрагмент мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» и ответить на вопрос: «Способствуют ли задания Василис Премудрых формированию функциональной грамотности?»Слайд 2.Просмотр видеофрагмента «Песня Василис Премудрых» из м/ф «Вовка в Тридевятом царстве»(Да, задания Василис Премудрых направлены на формирование функциональной грамотности)Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, способность самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретённые знания для решения личных и социальных жизненных задач. Чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности.Актуализация знаний, постановка проблемы.В обновленном Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели выделяется «…формирование функциональной грамотности обучающихся».Слайд 3.Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, способность самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретённые знания для решения личных и социальных жизненных задач. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися ООП НОО, в качестве результата рассматривается формирование у школьников универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией «…достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий». В настоящее время особую роль в учебном процессе имеют оценочные процедуры международного уровня (PISA, PIRLS) и федерального уровня (ВПР и НИКО), в которых оценивается функциональная грамотность школьников и, в частности, читательская грамотность. Например, одно из проверяемых умений в соответствии с ФГОС (ВПР 4 класс, русский язык): «умение распознавать основную мысль текста; адекватно формулировать основную мысль, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста». Оно является одной из проблемных зон достижения планируемых результатов.Слайд 4.Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская грамотность: Таким образом, существует необходимость решать проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую грамотность как одну из ключевых компетенций, которая составляет основу умения учиться. Мы живем в то время, когда приходится иметь дело с огромными потоками информации. Как не потеряться человеку, а особенно ребенку, в потоке информации, когда на второй план уходят чувства, мысли, отношения? (Ответ очевиден - нужно ориентироваться в этом потоке, анализировать, интерпретировать, сортировать, оценивать информацию. Это возможно только при условии овладения читательской грамотностью.)Содержательный этап (с указанием предполагаемых ответов членов фокус-группы).Приемов и заданий, направленных на формирование метапредметных результатов в области читательской грамотности учащихся в начальной школе, немалое множество. Я хотела бы представить Вашему вниманию лишь некоторые из них. Слайд 5. Предлагаю Вашему вниманию некоторые приёмы формирования читательской грамотности у школьников. С приёмами вы поработаете в группах.На столах подготовлены рабочие материалы ( Фото к тексту, текст, рабочие листы №1, №2,№3, №4, №5)1 приём Ассоциативный куст Рабочий лист №1До чтения предложенного текста предлагаю участникам мастер-класса заполнить всевозможные ассоциации к картинке (дана фотография по содержанию текста). Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Помогает сформировать умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.2 приём Приём «Тонкий и Толстый вопрос». Рабочий лист №2После первичного чтения текста предлагаю составить к тексту вопросы, используя приём «Тонкие и толстые вопросы»Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.Стратегия позволяет формировать:
  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.
  • Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.3 приём Интерпретация текста. На этапе вторичного чтения. Рабочий лист №3Участникам предлагается прочитать текст ещё раз, затем текст участники мастер-класса убирают и я предлагаю подчеркнуть те предложения, которые есть в тексте. 4 приём Соответствие . Рабочий лист №4.Участникам мастер-класса предлагается соотнести начало фразы ( из прочитанного текста) с её продолжением и соединить стрелками. 5 приём Реставрация текста Рабочий лист №5 Это прием, который предполагает восстановление деформированного текста. Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим по объему исходным текстом. Вариант, который впоследствии дается ученикам для переписывания, содержит пропуски слов или выражений, требующие восстановления в процессе записи.Задание: восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нем устойчивые выражения или их значения.Подведение итогов. Коллеги, на Ваших столах лежат разноцветные бабочки. Выберите и положите себе на ладонь бабочку того цвета, который наиболее соответствует Вашему настроению после нашей работы.Бабочки красного, желтого, синего, зеленого цвета.Слайд 10.Цвет моего настроения: красный – активное, желтый – приятное, зеленый – ровное, синий – грустноеПусть бабочка на Вашей ладони напомнит Вам о солнечных летних днях, пусть Ваше настроение будет приятным. Слайд 11.Предлагаю Вам посмотреть притчу.Просмотр притчи «Все в твоих руках».Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Слайд 12Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья Вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны!Использованная литература:
  • Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М..,2004. – 320 с.
  • Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018. — 288 с.
  • Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
  • Эдигей Валерий Борисович Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения. 3.2. – М.: УЦ «Перспектива», 1997. – 112 с.