Публикации Методическая разработка «Наставничество как инновационная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка «Наставничество как инновационная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования»
Автор: Завьялова Екатерина Анатольевна

«Наставничество как инновационная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования»Завьялова Екатерина АнатольевнаМетодист МОУ «Центр детского творчества Кировского района Волгограда»В современной педагогической практике приоритетные позиции снова занимают наставничество и шефство. В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности. В соответствии с целевыми показателями федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» к концу 2024 года не менее 70% обучающихся образовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и шефства, что позволит создать условия для формирования активной гражданской позиции у каждого обучающегося, а также достичь цели и целевые показатели проекта в части воспитания гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года одной из задач развития дополнительного образования детей является организация индивидуального сопровождения, развитие и институализация интересов детей посредством формирования тьюторской поддержки обучающихся на базе муниципальных опорных центров. В этой связи дополнительное образование является конструктивной площадкой для внедрения системы наставничества и шефства, так как оно не регламентируется стандартами, опирается преимущественно на социальный заказ детей, родителей, других социальных институтов, ориентируется на создание мотивирующего пространства для персонального жизнетворчества ребенка.Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника. «Решение Президента объявить 2023 год Годом педагога и наставника еще раз говорит о высоком статусе этих специалистов в нашем обществе, о важности их работы. Мы видим, как растет популярность и востребованность в этом направлении деятельности, как развиваются профессиональные конкурсы и как важно участвовать в конкурсах профессионального мастерства.Наставничество в дополнительном образовании способствует созданию системы профессионального и творческого становления детей и молодежи, позволяющей повысить эффективность в любой сфере деятельности через максимальное использование потенциала и возможностей человека в условиях вызовов инновационного развития страны.Наставничество – это старейший метод передачи опыта, который использовался не только в производственных сферах, но и в здравоохранительных и образовательных учреждениях. В различных формах наставничество было распространено в СССР, начиная с 30-х годов XX века.Наставничество было направлено на воспитание молодой смены и доверялось людям с высокой профессиональной подготовкой и богатым жизненным опытом.На современном этапе в условиях модернизации российской системы образования наставничество вступает в новый этап своего развития, повышается его социальная роль и значимость в процессе адаптации.В этой связи ценностный статус дополнительного образования приобретает новое осмысление.Успешное решение поставленной задачи достигается за счет открытости дополнительного образования, проявляющейся в следующих аспектах:– нацеленность на взаимодействие с социальными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;–возможность для педагогов и обучающихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;–благоприятные условия для генерирования и реализации общественных инициатив и проектов.В этой связи наставничество и шефство становится актуальным трендом развития дополнительного образования. Следует отметить, что наставничество и шефство –это систематическая и целенаправленная деятельность по передаче опыта, знаний, ценностей и традиций от старших к младшим членам общества. При этом не стоит забывать, что это добровольный вид деятельности социально-активных людей или волонтеров, которых объединяет не только опосредованная передача опыта от «старшего» к «младшему», но и умение строить социальные отношения, получать новые навыки, найти поддержку и друзей, почувствовать себя способным что-то совершить. Разрабатывая и внедряя систему наставничества и шефства, целесообразно учитывать специфику дополнительного образования, а именно:поуровневое освоение обучающимся дополнительной образовательной программы;– поэтапное наращивание личностного творческого роста;–последовательную смену социальных ролей в творческом объединении: обучаемый – соучастник – наставник.Кроме того, в учреждение дополнительного образование приходят дети с разными образовательными потребностями и возможностями, уровнем самооценки и учебной мотивации, степенью подготовленности и опытом взаимодействия.Возникает вопрос: как повысить эффективность дополнительного образования при наличии разных стартовых возможностей обучающихся?Надо индивидуализировать образовательный процесс, при этом усилить мотивацию и обучить ребят навыкам целеполагания и регуляции своего образовательного маршрута. Важно подчеркнуть, что успешное прохождение всех этапов становления и развития личности обучающегося в жизнедеятельности творческого объединения зависит от степени эмоциональной комфортности, психологической защищенности и доверительных отношений в сложившихся детско-взрослых сообществах, что обеспечивается за счет целенаправленного использования разнообразных форм взаимопомощи и поддержки.В этой связи к наиболее эффективным моделям наставничества и шефства относится модель «дети – детям», которая позволяет решать задачи сразу в нескольких направлениях. С одной стороны, снимаются психологические барьеры, и устанавливается доброжелательная атмосфера сотрудничества. С другой стороны, обеспечивается успешное освоение программы каждым ребенком (и подшефным, и наставником) ввиду усиления компонента индивидуализации образовательной деятельности.Кроме того, становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной социально значимой деятельности. Таким образом, дополнительное образование закладывает основы непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.Следует учитывать, что в условиях цифровизации образования преимущественное значение приобретает получение информации посредством активного использования интернет-ресурсов и дистанционных образовательных технологий. При этом ограничиваются возможности для отработки умений и навыков, формирования опыта социального взаимодействия, что, как правило, препятствует благоприятной адаптации личности в обществе.Не вызывает сомнения тот факт, что лучший способ приобрести умения и навыки – это взаимодействие человека с человеком в разнообразных формах личностно значимой деятельности, что еще раз подчеркивает актуальность использования потенциала наставничества в организации образовательного процесса.Безусловно, в практике дополнительного образования присутствуют элементы наставничества, поскольку старшие обучающиеся часто привлекаются к проведению мастер-классов, массовых досуговых мероприятий, к выполнению учебных заданий, к разработке совместных проектов в рамках реализации планов отдельных педагогов и учреждения в целом. Например, в нашем центре подростки творческих объединений зачастую привлекаются в качестве ведущих и помощников в организации различных мероприятий, таких, как: «День рождения ЦДТ», «Новый год», игровые программы с учениками младших классов, участвуют в акциях и благотворительных мероприятиях.Однако данный опыт носит разрозненный характер. Для эффективного функционирования «института» наставничества и шефства целесообразно создавать и внедрять модели по типу «обучающийся-обучающийся», разработанные на основе системного подхода и уже сложившихся традиций.Говоря о практике наставничества в учреждениях дополнительного образования, то она характеризуется как добровольный вид деятельности социально-активных и профессионально-компетентных сотрудников или обучающихся. Объединяет их не только опосредованная передача опыта от «старшего» к «младшему», но и умение сопереживать, понять и принять.Цель наставничества в ЦДТ – оказание профессиональной поддержки и практической помощи родителям и обучающимся в будущем творческом становлении, успешной и быстрой адаптации к деятельности, не связанной с учебным процессом в условиях единого учебно-методического пространства, максимально эффективного использования кадрового потенциала учреждения дополнительного образования.Наставничество, как практика в Центре детского творчества:– это эффективный способ решать сложные проблемы отдельных категорий людей (обучающегося, родителя, молодого специалиста, опытный педагога);– это добровольческая практика (именно благодаря добровольчеству наставников многие рабочие ситуации находят правильные решения);– это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тому, кто может помочь их решить.Наставничество в Центре детского творчества мало чем отличается от классической концепции наставничества и предполагает такую систему обучения, при которой передача знаний происходит непосредственно на рабочем месте, когда более опытный педагог в определенном вопросе передает свои навыки новичку.Но в системе образования можно говорить о наставничестве не только между педагогами, но и между обучающимися и родителями.Принципы наставничества:– Личностный поход к ребенку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.– Системность – применение системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.– Оптимистическая гипотеза – вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода.– Объективность подхода к ребенку – знание многообразных аспектов жизнедеятельности творческого объединения и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции).Коммуникативность – способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения для быстрого нахождения средств педагогической и других видов помощи ребенку.– Стимулирование чувства ответственности.Приоритетной задачей наставничества среди обучающихся является: выявление и воспитание лидеров, волонтеров.Прогнозируемые результаты практики наставничества среди обучающихся:– творческое развитие;– интеллектуальное развитие;– досуг;– предпрофессиональное самоопределение;– отбор талантов;– творческая самореализация;– профилактика детских правонарушений;– патриотическое воспитание;– социализация.Наставничество среди обучающихся, как практика в «Центре детского творчества», это движение с целью добиться большего в собственной жизни и будущей профессии. Помогая другим, наставники обретают уверенность в своих способностях, оттачивают профессиональные компетенции, формируют новые социальные связи.