Публикации "Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с нарушением слуха"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с нарушением слуха"
Автор: Мороз Наталья Анатольевна

ГБОУ «Елабужская школа-интернат для детей с ОВЗ»«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с нарушением слуха»учитель - дефектолог Мороз Наталья АнатольевнаЕлабуга, 2023 Образовательно-коррекционная работа с глухими школьниками проходит в условиях специально педагогической созданной слухоречевой среды, предполагающей развитие у учащихся активного речевого поведения.Глухие дети могут овладеть словесной речью только обходными путями, то есть в условиях специального обучения. При правильно построенном педагогическом процессе они овладевают словесной речью в следующих формах: устная, письменная и дактильная. Развивается как импрессивная (восприятие речи зрительно и на слух) и экспрессивная речь (говорение, дактилирование, письмо).В отличие от глухого речь у слабослышащего может развиваться самостоятельно, но в искаженном виде. Нарушено произношение, своеобразно развивается словарный запас, наблюдается неправильное понимание обращенной речи и читаемого текста. Все перечисленное сказывается на письменной речи. Запас слов у слабослышащего минимален. Иногда он не может назвать предметы ближайшего обихода. В речи слабослышащих детей отсутствуют слова с абстрактными понятиями, которые понимают и используют слышащие сверстники. Примеры: чудеса, скука, мечтать.   Как же обучают таких детей звуковой речи?Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее.Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение обучающегося и его способность к подражанию. На первом этапе нужно помочь ребенку освоить дактиль и специальные артикуляционные упражнения, умение вдыхать нужное количество воздуха.Затем следует перейти к обучению издавать звуки на основе дактиля и уже освоенных им упражнений. Ребенку объясняется, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Каждый звук подкрепляется зрительно, то есть дактильно и написанием буквы, соответствующей этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим. Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок понимал значение слов, а не просто правильно повторял звуки. Однако проделав, весь путь и, казалось бы, что ребенок проговаривает все или почти все звуки, но к сожаление при малейшей речевой нагрузке все поставленные звуки теряются. Дети не соблюдают ударения в словах, теряют ритм могут одно слово сказать по слогам, а могут наоборот целое предложение произнести, как одно слово. Особенность в том, что нашим детям нужна в разы длительная автоматизация, в основе которой лежит опора на зрительное восприятие.Я в своей работе активно использую мнемотехники.Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информаций. Такая система методики помогает развивать у детей с нарушением слуха:
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • связную речь
  • ассоциативное мышление
  • Актуальность мнемотехники для кохлеарно имплантированных детей обусловлена тем, что обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи ребенка. Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному, важно, чтобы для ребенка было доступно содержание.Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего школьного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:- строение рассказа,- последовательность рассказа,- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.Использование приемов мнемотехники при заучивании стихов, скороговорок, чистоговорок Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически.После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план – схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.Этапы работы по запоминанию стихотворений:- Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).- Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.- Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).- Разобрать непонятные слова и определения.- Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.- Рассказать стихотворение.Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи. Это еще один вид работы с мнемотаблицами – использование готовых схем чистоговорок. Использование приемов мнемотехники при обучении пересказу.Не  менее  эффективным  оказалось  использование  мнемотаблиц  на коррекционных  занятиях  при  обучении   пересказу  текстов Пересказу  принадлежит особая  роль  в  формировании  связной  речи: совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить фразы и  словосочетания.  Пересказ  с  помощью  мнемотаблиц  позволяет  учащимся видеть  всех  действующих  лиц. У  учащихся формируется умение  понимать  содержание  прочитанного,  самостоятельно  пересказывать близко  к  тексту,  передавать  его  последовательность,  точность,  лексико-грамматическую  наполняемость  словами. Такая  работа  позволяет  уменьшить  ошибки  в  передаче  логической последовательности  событий,  в  построении  предложений,  способствует развитию связной речи у учащихся с  нарушением слуха. Таким образом, использование в коррекционной работе приемов мнемотехники  позволяет детям с нарушением слуха легче  воспринимать  и перерабатывать  информацию,  сохранять  и  воспроизводить  ее.  Опыт  моей  работы  показывает,  что  приемы  мнемотехники  – эффективное коррекционное средство. Кроме того, наличие зрительного плана делает  запоминание  связным,  полным,  последовательным.   ЛИТЕРАТУРА1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников / Н.Г. Андреева. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 182 с.2.  Беленькая,  Т.Б.  Мнемотехника  для  начальной  школы:  тренируем  память  у младших школьников / Т.Б. Беленькая. – М.: Феникс, 2014, – 39 с.3. Карпова Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. — Екатеринбург:., 2008. — 354 с.4. Кодолбенко Е. А. Зашифрованные скороговорки. – М.: ТЦ Сфере, 2011. – 32 с.5. Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко.  – М.: Самиздат, 2007. – 350 с.6. Мальцева, И. А. Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / И. А. Мальцева. // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 492-493.7. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М. Назарова. – М.: Академия,  2005. – 400 с.8. Омельченко, Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. – №4. – С. 102-112.9.  Розова,  Ю.Е.,  Коробченко,  Т.В.  Развиваем  речь.  Тренируем  память: использованием  приемов  мнемотехники  в  работе  логопеда  /  Ю.Е.  Розова,  Т.В. Коробченко. – М.: Редкая птица, 2019. – 96 с