Публикации Влияние музыки на развитие детей с задержками в развитии. Содержание музыкального образования детей с ЗПР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние музыки на развитие детей с задержками в развитии. Содержание музыкального образования детей с ЗПР
Автор: Надежда Владимировна Краснослободцева

Влияние музыки на развитие детей с задержками в развитии. Содержание музыкального образования детей с ЗПРМузыкальный руководитель: Краснослободцева Н.В.МБДОУ «Детский сад №56 «Гусельки»Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных  упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. ЗПР подразумевает отклонения в психофизиологическом развитии ребенка. При данном диагнозе наблюдаются отклонения в двигательной деятельности, ухудшается память, страдает речевое развитие, уменьшается активность мыслительной работы, наблюдаются отклонения в развитии и других познавательных способностей.Основные особенности развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) можно свести к следующим:1. Помимо речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.).2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.Задачи музыкального воспитания:Общие задачи музыкального воспитания (по Н. А. Витлугиной)1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха.2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.4. Развивать общую музыкальность путем развития основных и неосновных музыкальных способностей.5. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.6. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические  движения, игра на музыкальных инструментах ) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.При организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических образовательных потребностей, возникающих у детей из-за нарушения.В процессе организации и проведения музыкальных занятий с детьми с проблемами важно:- учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка;- применять индивидуально-педагогический подход к каждому ребенку в связи с организацией коррекционно-педагогического процесса;- использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка.У детей с нарушенным зрением, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди - взрослые, сверстники.В процессе певческой деятельности у детей с отклонениями развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция. Развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость). У детей с нарушением слуха пропевание протяжных музыкальных звуков в певческих упражнениях помогает закрепить навык чтения с губ. В процессе пения остаточный слух у таких детей вступает в действие с наибольшей активностью.Музыкально-ритмическая деятельность укрепляет и совершенствует двигательный аппарат ребенка, формирует точность, ритмичность движений, способствует ориентировке в пространстве. Например, умственно отсталые дети благодаря музыкально-ритмической деятельности учатся выполнять простейшие движения под музыку, менять их в связи с разным характером и жанром музыки (марш, пляска, колыбельная), сопровождать пение несложными ритмическими движениями.Игра на детских музыкальных инструментах не только доставляет детям огромное удовольствие, активизируя самостоятельные и творческие проявления, но и развивает слух, память, способствует выработке координации движений рук, пальцев.В целом у детей совершенствуются эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы, возрастает активность восприятия, формируется музыкально-слушательская культура.Музыкальные занятия в образовательных учреждениях компенсирующего вида являются основной формой музыкального обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии. Эта форма обеспечивает систематическое и целенаправленное музыкальное развитие ребенка с проблемами в соответствии с задачами и содержанием типовой программы.По форме организации музыкальные занятия могут быть фронтальными (когда участвует вся возрастная группа детей), подгрупповыми (если в занятии участвуют несколько детей - 4 - 7) и индивидуальными.Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий позволяет более целенаправленно проводить обучение, ориентируясь на индивидуальный темп усвоения ребенком материала.При построении музыкальных занятий следует:- учитывать умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;- устанавливать преемственность в развитии музыкальных способностей в процессе усвоения музыкального репертуара и формирования необходимых знаний, умений и навыков;- обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;- учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;- обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.Эффективность структуры музыкального занятия зависит от:- содержания учебного материала;- учебных целей и задач;- методов и приемов обучения;- возрастных и индивидуальных особенностей детей;- профессиональных качеств педагога, его умения контактировать с детьми, его владения технологией музыкального развития ребенка с проблемами.Для того, чтобы музыкальные занятия приносили реальную пользу ребенку, необходимо крайне аккуратно подойти к процессу разработки занятия и его внедрению в учебный процесс.Музыкальные занятия являются идеальным пространством для соединения коррекционных упражнений для развития двигательных и других физических функций, для развития эстетических и этических ценностей, для погружения в мир культуры, для развития речевых способностей, памяти, внимания и воображения.Всем, кто имел опыт общения с детьми с ограниченными возможностями, очевидно, что не так легко подобрать правильный подход к таким деткам, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности. Погружая ребенка в удивительный мир звуковой гармонии, удается эффективно корректировать нарушенные функции организма, привлекать ребенка к различным видам деятельности, а также раскрывать его музыкальные способности. Ведь музыка создает положительный эмоциональный настрой, стимулирует ребенка к творчеству.Список литературы1. Бекина, С.И., Ломова, Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. - 180 с.2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.3. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.4. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского. - М..1979.5. Выготский, Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Соброч.: в 6 т. Т.4.С. 5-220; С. т .,1983. 244-269.6. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000.7. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной М., 1984.8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 224 с.9. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников: учеб. пособие / Н. В. Елфимова. - М.: Просвещение, 1991.- 276 с.10. Ерохина, О.В. Школа танцев для детей. - М.: Феникс, 2003. - 140 с.11. Крючков, Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.: Музыка, 1961.12. Кузнецова, Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Канд. дис. - М., 1986.