Публикации
Концертмейстер-главный помощник хормейстера
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Концертмейстер-главный помощник хормейстера
Автор: Лисак Елена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Концертмейстер-главный помощник хормейстера
Автор: Лисак Елена Николаевна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ«СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №6»Методическое сообщение:Концертмейстер - главный помощник хормейстера Выполнила: Лисак Елена Николаевна, преподаватель фортепиано, концертмейстер Фигура концертмейстера - неотъемлемая часть занятий в хоровом классе ДМШ, ДШИ. В образовательных программах наличие профессионального концертмейстера указывается в ряду необходимых условий реализации учебной программы по хоровому пению. Он выполняет различные функции. Значительная часть его работы - это музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под руководством дирижера на уроках, концертах, зачетах и т.д. Но этим обязанности концертмейстера не ограничиваются. Он совместно с руководителем участвует в проведении учебных занятий, помогает организовать работу хора на групповых и сводных репетициях, помогает хормейстеру в формировании репертуара. Таким образом, можно выделить следующие функции хорового концертмейстера: 1. творческо-исполнительские; 2. педагогические; 3. организационные.Взаимодействие концертмейстера с хором несколько отличается от взаимоотношений в других ансамблях. Можно выделить две особенности:Первая особенность обусловлена структурой ансамбля. При игре с учеником-солистом или с ансамблем концертмейстер старается создать синхронное, сбалансированное, целостное звучание произведения, ориентируясь при этом на солиста, поддерживая с ним непосредственный слуховой и зрительный контакт. При сопровождении хора ситуация иная. Дирижер-хормейстер отвечает за целостное воплощение музыкального произведения, а звучащие участники ансамбля, хор и концертмейстер, ориентируются на дирижерские жесты. Хоровой концертмейстер должен видеть жесты дирижера, понимать его художественные намерения, играть "по руке" и при этом контролировать слухом всю звучащую картину, обеспечивая качественный звуковой баланс. Контакт концертмейстера и хорового дирижера - очень важный фактор в полноценном звучании хора. Зачастую, работая долго с одним хормейстером, концертмейстер понимает его с "полувзмаха" и "полувзгляда".Вторая особенность аккомпанирования хору - это наличие слова, поэтического текста в произведении. Если музыкальное содержание, образ в инструментальных произведениях определяется логикой музыкального развития (структура произведения, фразировка, кульминация и т.д., то в вокально-хоровых сочинениях существенная часть музыкального содержания заключается в словесном тексте, организованном звуковысотно и ритмически. Именно исходя из мелодизированной речи, хормейстер устанавливает характер звучания, распределяет фразировку, смысловые кульминации, цезуры. В детском репертуаре велико значение словесного текста, здесь много песен-историй, сказок, игровых диалогов. И концертмейстер аккомпанирует слову, подчиняясь логике развития стиха, вокальному дыханию.При работе с хором внимание концертмейстера обращено сразу на несколько объектов: жест дирижера, общая звуковая картина, исполнение фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих условиях необходимо уверенно владеть выразительными средствами фортепиано, всем набором пианистических приемов. Аккомпанемент должен быть исполнен точно и грамотно в соответствии с авторским текстом и творческим замыслом дирижера-хормейстера. Игра концертмейстера на любом этапе изучения произведения (показ, разучивание по партиям, отработка в классе, предконцертная работа, концертные выступления) должна звучать качественно.Концертмейстер должен хорошо владеть собственно исполнительскими навыками, уметь качественно играть необходимый музыкальный материал в том объеме, который требуется в учебной и концертной работе. Но исполнительские умения концертмейстера далеко не ограничиваются грамотной стабильной игрой по нотам. В репертуар детского хора входят как классические произведения, специально написанные для хора в сопровождении для фортепиано, так и переложения, отрывки из опер, популярные песни из кинофильмов, народная музыка. Приходится работать с клавирами, цифровками, фонограммами. Концертмейстер хора должен уметь отредактировать для себя неудобный клавир, сформировать фактурный аккомпанемент из гармонической схемы-цифровки, сделать гармонизацию мелодии, подобрать аккомпанемент по фонограмме, сформировать вступление, заключение, связки, импровизировать на уроке сопровождение к распевкам. При разучивании с детьми произведений без сопровождения также нужна гармоническая поддержка. У младших школьников еще не развит внутренний гармонический слух. Важно, чтобы мелодическая линия запоминалась в ярком гармоническом окружении, формировались ладово-функциональные представления.Важная сторона работы концертмейстера на уроке - иллюстративная. Одной из образовательных задач на уроке хора является и общемузыкальное образование - знакомство с мировым музыкальным наследием, создание представлений о различных музыкальных жанрах, стилях, национальном своеобразии. Поэтому концертмейстер должен постоянно стремиться своим исполнением увлечь учеников, стимулировать их интерес.Важной особенностью исполнительской работы концертмейстера является объем исполняемой партитуры, ее многосоставность и многовариантность, связанная с куплетной структурой, повторами. У хорового концертмейстера под контролем находится, помимо партии фортепианного сопровождения, партитура хора и строчка словесного текста. На разных этапах работы над произведением требуется исполнение всего этого материала в различных комбинациях. При показе произведения - это общее звучание хора и сопровождения. На этапе выучивания часто требуется играть одну из партий хора с сопровождением. Этот прием дублирования помогает учащимся подстроить голоса к мелодической линии, отработке навыка чистого унисона.Говоря о работе любого концертмейстера, непременно отмечают обязательное умение читать с листа и транспонировать. Транспорт до нескольких полутонов в обе стороны применяется для поиска удобной для детских голосов тесситуры. Если хор подробно работает над классическим произведением с развитым сопровождением в тональности, отличающейся от исходной на несколько полутонов, имеет смысл переписать всю партитуру в новой тональности и целенаправленно проучить аппликатуру. Сфера особого внимания - это соотношение громкости хора и сопровождения. Концертмейстеру необходимо владеть динамикой фортепиано в широком диапазоне. В концертной практике звучание сводного хора может быть ярким и насыщенным, и фортепиано должно оказать ему достаточную динамическую и тембровую поддержку. Дирижер-хормейстер устанавливает концертный баланс на репетициях и контролирует уровень звука. В повседневной учебной работе динамика игры концертмейстера может меняться в широком диапазоне. Фортепиано не должно заглушать детские голоса, давая достаточно ощутимую поддержку. Одно из средств достижения нужного в рабочей ситуации звукового баланса - изменение густоты фактуры при сохранении ритмической пульсации и эмоционального наполнения. В обязанности концертмейстера, помимо аккомпанирования, включены и педагогические функции. Концертмейстер может по поручению концертмейстера проводить занятия с группой, распевания, разучивать и проверять партии. Для этого необходимо знать методику работы с хором, разбираться в основах предмета. Концертмейстер должен уметь оценить качество звучания хора, видеть возникшие ошибки, предложить способы их преодоления. Эту работу направляет дирижер-хормейстер, он показывает, советует. Концертмейстер, работая с детским хором, постоянно вникает в основы преподавания хорового пения. Также концертмейстер, как любой преподаватель, участник педагогического процесса, должен владеть общепедагогическими знаниями, знать особенности психологии школьного возраста, методы установления контакта с группой, методику воспитательной работы. В ДМШ, ДШИ пианисты часто совмещают концертмейстерскую и преподавательскую деятельность, но ведут при этом индивидуальные предметы: специальность, чтение с листа, ансамбль, аккомпанемент и т.д. Для успешной работы с группой им необходимы определенные знания и умения. Работа с хором требует от концертмейстера особой организованности, определенных организаторских способностей. Концертмейстер полностью отвечает за организацию музыкального сопровождения: наличие нот, фонограмм, готовность рабочего места, инструмента. На сводных репетициях, когда собирается большой коллектив, концертмейстер совместно с руководителем поддерживает дисциплину, рабочий порядок, помогает в размещении, выстраивании рядов.Особенно много организационных проблем возникает в концертной работе. Помимо творческо-исполнительских, нужно решать вопросы размещения на сцене, выхода-ухода, переодевания детей в концертные костюмы. Именно на верном помощнике хормейстера концертмейстере лежит ответственность за то, чтобы дети сохранили творческий концертный настрой. Для успешного решения исполнительских, педагогических и организационных задач концертмейстеру необходимо обладать определенными психологическими качествами, развивать их, повышать свою психологическую компетенцию. Это качества, имеющие прямое отношение к исполнительству:Внимание. У концертмейстера оно разноплановое, охватывающее много объектов (несколько кругов внимания по теории К. Станиславского) - клавиатура и ноты, контроль за собственным исполнением, контакт с дирижером, звучание хора, общая звуковая картина.Мобильность, быстрота реакции. Необходима и в процессе аккомпанирования, и при освоении больших объемов репертуара.Память. Как в отношении запоминания музыкального текста, так и способность стабильно воспроизводить установленные на репетициях темп, звуковой баланс, подробности трактовки.Самообладание, стрессовоустойчивость. Умение удержать стабильное исполнение при внешних помехах, отвлекающих моментах, неуверенном пении хора.Воображение, увлеченность творческим процессом.Другие психологические качества необходимы для успешного сотрудничества с детским коллективом и дирижером-хормейстером:Лидерство. Концертмейстер должен уметь увлечь детей на уроках и выступлениях.Ответственность.Готовность сотрудничать, способность работать в команде с лидером дирижером.Также хочется отметить, что для успешной работы в хоровом классе необходим прочный налаженный контакт хормейстера и концертмейстера. Это вовсе не означает тесной личной дружбы. Отношения на практике могут быть как теплыми, так и по-деловому корректными. Но в творческой работе концертмейстер должен понимать и принимать, ценить художественную позицию руководителя, знать особенности его творческих методов, принимать трактовку репертуара, понимать и чувствовать комплекс дирижерских жестов. Концертмейстер берет на себя ответственность за практическое воплощение творческого замысла дирижера-хормейстера вносит весомый вклад в звучание детского хорового коллектива.Список использованной литературы:Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., 2002. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Л., 1972. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М., 1996.