Публикации Уроки легкой атлетики в 10–11-м классах

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Уроки легкой атлетики в 10–11-м классах
Автор: Кузьминых Дмитрий Владимирович

Кузьминых Дмитрий Владимирович, учитель физической культуры МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП», город Сорск, республика ХакасияУроки легкой атлетики в 10–11-м классах Материал статьи рассказывает не только о том, чему и как учить старшеклассников на уроках легкой атлетики, но и с помощью каких упражнений можно развивать физические качества обучающихся. В старших классах учителю следует расширить знания учащихся о самостоятельной разминке с тем, чтобы они могли сами проводить ее перед сдачей учебных нормативов по бегу (беговая разминка), прыжкам (прыжковая разминка) и метаниям (метательная разминка). Кроме того, будущие выпускники школы должны уметь методически грамотно проводить легкоатлетическую разминку с группой своих товарищей. Основная дистанция для скоростного бега в 10–11-м классах – 100 м. Основные средства подготовки: повторный бег с низкого старта и с хода 3–5 раз по 20–40 м или 4–6 раз по 60 м для девушек и 4–6 раз по 20–40 м и не более 4 раз по 80 м для юношей.Основное внимание уделяется технике низкого старта и стартового разгона. Учащиеся должны научиться выполнять эти элементы техники спринтерского бега правильно, легко, без закрепощенности движений, быстро увеличивать длину шагов в стартовом разгоне: юноши – весь стартовый разгон на передней части стопы, не опускаясь на пятку, девушкам разрешается при правильной постановке ноги на переднюю часть стопы в последующем опускаться на всю стопу. Сдаче учебных нормативов предшествует оценка техники, которую дают сами учащиеся во время бега на 50–60 м с низкого старта.Требования: – правильно выполнять все движения – от старта до финиша; – не допускать закрепощенности в движениях; – длина бегового шага должна быть не менее 150 см у девушек и 180 см у юношей; – всю дистанцию юноши преодолевают на передней части стопы. Основное средство подготовки – переменный бег с ускорением: 3–4 раза по 100 м для девушек и 4–6 раз по 100–150 м для юношей. После каждого отрезка учащиеся медленно пробегают около 150 м. Таким образом, бег идет непрерывно: немного быстрее на скоростных отрезках дистанции и медленнее – на восстановительных. При проведении повторного бега с заданной скоростью необходимо следить, чтобы учащиеся ставили ногу на переднюю часть стопы, полностью разгибали ее в колене и голеностопном суставе при отталкивании и бежали легко. Если бег становится напряженным, учащиеся садятся на ноги, т.е. не разгибают полностью ногу в момент отталкивания, – значит, они утомились. В этом случае нужно уменьшить количество повторений или скорость бега. Юноши в 10-м классе должны уметь бежать 20 мин. в равномерном темпе, а девушки – не меньше 15 мин. В работе с юношами учитель усложняет задания. Это может быть бег по средне- и сильнопересеченной местности в чередовании с равнинными отрезками. В 11-м классе продолжительность равномерного бега увеличивается у юношей до 25 мин., у девушек – до 20 мин. Контрольная дистанция в беге на выносливость у юношей – 3000 м, у девушек – 2000 м. В 10–11-м классах ученики совершенствуют элементы техники эстафетного бега: длина дистанции постепенно увеличивается до 100 м, а скорость приближается к максимальной. Для этого применяется следующая последовательность: 1. Изучение техники эстафетного бега. 2. Изучение техники передачи эстафетной палочки вне зоны передачи: – правой и левой руками на месте; – то же с имитацией движений руками при беге на месте; – то же при ходьбе и медленном беге.3. Изучение техники старта бегуна, принимающего эстафету: – с опорой на одну руку по прямой; – то же на повороте перед выходом на прямую; – то же на прямой при входе в поворот. 4. Изучение техники передачи эстафетной палочки при беге на короткие дистанции: – по прямой; – перед выходом из поворота; – перед входом в поворот; – в зоне передачи с пробеганием коротких отрезков; – то же с пробеганием всех этапов. 5. Совершенствование техники эстафетного бега: – передача эстафеты в парах с ускорением 20–30 м; – эстафета 4×25 м по прямой; – то же по повороту; – эстафета 4×50 м; – эстафета 4×100 м.Типичные ошибки: – неправильное держание эстафетной палочки; – неправильный прием эстафетной палочки; – неправильная передача эстафетной палочки; – передача палочки вне зоны передачи; – отсутствие ускорения у принимающего эстафету.