Публикации Экологическая сказка «Эко-Колобок»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическая сказка «Эко-Колобок»
Автор: Наталья Александровна Чернова

Экологическая сказка «Эко-Колобок»Чернова Наталья Александровна воспитательМДОУ «Детский сад 6 п.Новосадовый Белгородской области Белгородского района»Цель: формирование личностных качеств дошкольников в процессе экологическоговоспитания через эмоционально-чувственный и литературный опыт с помощьювключения его в процессе понимания экологического содержания сказки.Задачи:- формирование экологической культуры детей;- развитие эмоционального, творческого развития детей;- воспитание бережного отношения к окружающей природе.В настоящее время стала актуальной проблема экологического воспитания дошкольников.Наш век скоростей и технологий катастрофически не хватает времени остановиться,Оглянуться вокруг. Понаблюдать за родной природой.А экологическая сказка даѐт возможность детям, благодаря хорошо развитому у нихвоображению, понаблюдать за жизнью диких животных или отправиться в сказочноепутешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство, самому статьнепосредственным участником сказки (в роли колобка, лисы или др. персонажа). Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.Именно экологические сказки вызывают эмоциональную отзывчивость,любознательность, сопереживание, вдохновляют детей на воображения и фантазии. Полученные знания у детей вызывают отклик и понимание им экологических проблем. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе. Дети узнают о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей. Эко сказки в интересной сказочной форме дают детям представления:о закономерностях природы;о природных явлениях;о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде;об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.Чему же учат экологические сказки?- познавать окружающий мир;- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, обответственности за сохранение ее богатства и красоты.Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.Сценарий сказки:Автор:Жили на лесной опушке:Вот такие вот зверушки!Мы о жизни их узнаем.Всѐ! Мы сказку начинаем!Жил на свете Колобок,Колобок – румяный бок.Но однажды в одночасьеПриключилось с ним несчастье.Покатился он в лесокПрогуляться на часок…Только с горочки скатилсяВ странной яме очутился:Колобок:Я, румяный колобок,Я поранил правый бок.Здесь пакеты и бутылки,И бумага и опилки…Крышки разные, стекло,Ведь так порезаться легко.И почти растений нет.Зайка, где ты?Зайка:Меня нет!Я в лесу здесь прибираюсь.Грязно так, сил не осталось.Колобок и Зайка:Вы, запомните, друзья:В лесу мусорить НЕЛЬЗЯ!Автор:Дальше катится наш другИ увидел Волка вдруг.Он лежит понять не может.Что ж случилось? Кто ж поможет?Волк:Тут когда-то был ручей.И никто не знал, он чей…А теперь здесь нет водицы,Не летают даже птицы.Всѐ забросано камнямиИ какими-то дровами.Колобок:Волк, друг милый помогайИ ручей освобождай!Колобок и Волк:Ребята, вы, запоминайте:Ручейки не засоряйте.Вам и нам нужна всегдаТолько чистая вода!Автор:С Волком колобок простилсяПродолжать он путь решился.За берѐзку закатилсяОчень сильно удивился:Возле озера МедведьВесь печальный, странно ведь.Что он делает? Рыбачит,И о чѐм-то тихо плачет.Медведь:Здравствуй, милый Колобок!Как твои дела, дружок?Вот мои дела не очень…Я сижу уже две ночи.Рыбку я хочу поймать,Но не выходит всѐ никак!Колобок:Так давай я помогу,Твою удочку возьму.Рыбку я тебе поймаю,Вот она плывѐт тут с краю.Что же это, друг-медведь?Это ж обувь чья-то ведь!Колобок и Медведь:Вы всегда, ребята, знайте –Водоѐм не засоряйте.Это же ведь чей-то дом.Пусть будет чистым водоѐм!Автор:Он с Медведем попрощалсяИ к Лисице в путь собрался.Докатился до опушки…Слышит – квакает Лягушка:Лягушка:Караул, беда, ква-ква!Дом лисы сгорел до тла!Кто-то тут огонь развѐл,Развернулся и ушѐл!Колобок:Эй, Лиса, моя сестра,Где ты, рыжая краса?В гости я к тебе пришѐл.И ничего здесь не нашѐл.Всѐ сгорело, дыма столько.Солнца нет, не видно ѐлки!Лиса:Колобочек, помогай!И водой всѐ заливай!Нет больше дома у меня…Ну, хоть сама ещѐ цела!Колобок, Лиса и Лягушка:Дети, всегда знайте:Огонь не разжигайте!От деревьев кислородМы его вдыхаем. Вот:А когда горит огонь –Быстро исчезает он.Автор:Колобок домой пустился,Очень быстро докатился.Стал он знаки рисовать,Что каждый должен соблюдать.Колобок и все звери:Земля – наш дом, и мы должныСебя достойно в нѐм вести!Беречь природу, не сорить,Леса и воду сохранить!Автор:Сказка ложь, да в ней намѐк:Вам, ребятам всем урок!Литература:1 Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс»,2002.-200с.2 Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребѐнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.3 Шорыгина Т.А. Зелѐные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.-104с.4 Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.5 Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. –М.: АРКТИ, 2003.-72с.