Публикации «Развитие личности и ее самореализация на основе компетентности и «умения учиться»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие личности и ее самореализация на основе компетентности и «умения учиться»
Автор: Слепоконь Елена Анатольевна

Слепоконь Елена Анатольевна, учитель начальных классов БОУ города Омска « Средняя общеобразовательная школа № 9«Развитие личности и ее самореализация на основе компетентности и «умения учиться»В настоящее время школа продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обучено – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.Поэтому необходимо формировать и развить у ребенка те или иные навыки, компетенции.При определении состава ключевых компетенций мною была взята за основу классификация ключевых образовательных компетенций Андрея Викторовича Хуторского:Ценностно-смысловые компетенциито компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.Например: «Ты соглашаешься с Машей и Мишей?», «Как ты ответишь Мише?», «С каким суждением ты согласишься…». Вопросы: «Ты говорил(а) кому-нибудь такие слова: «Что хочу, то и делаю» …, «А ты что-нибудь собираешь ... Любишь свои сокровища показывать друзьям?».Общекультурная компетенцията компетенция связана с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; культурологическими основами семейных, социальных, общечеловеческих явлений и традиций; ролью науки и религии в жизни человека. Для формирования  общекультурных компетенций используются упражнения:Задания типа: «Ты поможешь Мише решить эту проблему?»Вопросы: «Как правильно (начать и закончить) написать письмо?»; А какие лекарственные растения растут в твоем крае? Рассмотри рисунок слева.  Какие лекарственные растения помогут оказать первую помощь в этом случае?Учебно-познавательная компетенция может вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса. Используются приемы:1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся.2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества.3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других.4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.Для формирования  учебно-познавательных компетенций используются: Задания типа: «Маша определила словосочетания по-другому: «В каком  предложении Миша сделал ошибку? Запиши это предложение правильно». Пример таких суждений:- "Мне жалко Братца Опоссума, – сказала Маша. – Он пострадал из-за Братца Кролика!". - "А мне его не жалко! – сказал Миша. – Он пострадал из-за своей жадности". А тебе чья точка зрения ближе?».Информационную компетенцию можно использовать при изучении новых терминов. Учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия. Для формирования  информационных компетенций используются следующие упражнения: 
  • нахождение  начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умение  соотносить эти обозначения в учебнике и тетради;
  • обращение к словарям: «Проверь  по словарю  «Произноси правильно», как надо произносить выделенное слово».
  • Задания: «Найди в словаре происхождения слов, слово СОКРОВИЩЕ. Расскажи, что интересного тебе удалось узнать».При формировании коммуникативной компетенции используются следующие методы и приемы:- решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением; использование работы в группах.Задания: «Миша сказал, что в предложениях  разные главные слова. Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?».Социально-трудовой компетенции связанные с выполнением роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента и т.д.; с правами и обязанностями в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.При формировании компетенции личного самосовершенствования используются задачи на развитие навыков самоконтроля. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий.Например:- «Ты когда-нибудь видел(а) гроздья рябины? Жёлтые цветы на картине похожина  эти гроздья?»,- «Приведи и ты свой пример из жизни, к которому подходит эта пословица». Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.Необходимо стараться создавать ситуацию успеха на уроке, вселять уверенность в своих учеников, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии.Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных целей и качеств.Работа по формированию ключевых образовательных компетенций делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают.Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.