Публикации Конспект урока по литературному чтению Иван Андреевич Крылов "Лебедь, рак и щука".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по литературному чтению Иван Андреевич Крылов "Лебедь, рак и щука".
Автор: Кияшко Татьяна Сергеевна

Тема урока: Иван Андреевич Крылов «Лебедь, рак и щука».Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;
  • познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука».
  • Образовательные задачи:
  • Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
  • Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
  • Развивающие задачи:
  • Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.
  • Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.
  • Воспитательные задачи:
  • Способствовать формированию понятия «действовать дружно»
  • Содействовать формированию культуры диалога на уроке.
  • Планируемые результаты: предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;-строить понятные для партнёра высказывания.личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.I. Организационный этап. Создание позитивного настроения.- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было светло и спокойно? Надо улыбнуться. Пожелайте друг другу удачной работы.2. Актуализация и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.Беседа:- Ребята, творчество какого писателя мы изучали с вами на прошлом уроке (А. С. Пушкин)- С какими его произведением познакомились? (стихотворениями и сказкой «Сказка о рыбке и рыбаке».- В чём отличие сказок А. С. Пушкина от других сказок? (они написаны в стихотворной форме). -  А сегодня на уроке знакомство с произведением ещё одного замечательного писателя. Он писал свои произведения тоже в стихотворной форме, но это и не стихотворения и не сказки.- Если вы отгадаете кроссворд , то узнаете какие произведения писал этот автор.- Ребята давайте вспомним сказку и ответим на вопрос кроссворда. (Слайд 2)
  • Золотая добыча старика (рыба)
  • За что наказала золотая рыбка старуху? (жадность)
  • Как называет рыбка старика, когда обращается к нему? (старче)
  • Чем ловил старик золотую рыбку? (невод)
  • Ветхое жилище, которое старуху не устраивало (землянка)
  • Получилось новое слово «басня».На доске выставка книг И.А. Крылова.- Посмотрите на выставку книг к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений? (И.А. Крылов)(Слайд 3.4, 5, 6 краткая биография)Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома.Десять лет было мальчику, когда умер его отец. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Будущий писатель не учился в школе. Но очень хотел всему научиться и был очень способным мальчиком. Он изучал иностранные языки, математику и стал образованным человеком для своего времени. Жизнь Крылова не была лёгкой. Он начал работать в 11 лет. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным. Крылов написал более двухсот басен и они переведены на 60 языков.- Скажите, если И.А. Крылов писал басни, кто он? (баснописец) – А кто знает, что такое басня? (Ответы детей)– На какой жанр литературы похожа басня? Почему? (На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди).III. Этап выявления места и причины. 1.Знакомство с понятием «басня».2. Словарная работа с толковым словарём (на парке карточка).- Прочитайте в словаре, что обозначает слово «басня» и «мораль».БАСНЯ – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, жадность, лень.МОРАЛЬ:1. Нравственные нормы поведения, в отношении с людьми, а также сама нравственность.2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль - это как поступать не годится.3. Нравоучение, наставление.Вывод:Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.- А теперь давайте сформулируем цель нашего урока. (познакомиться с басней И.А. Крылова, научиться находить мораль басни, учиться читать басню правильно, выразительно)V. Этап реализации построенного проекта.1. Определение названия басни. (Слайд 7. 8. 9.)- Сегодня мы будем читать басню, а, чтобы узнать, как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, рак и щука)- Эта басня была написана в 1814 году. 209 лет назад.2. Знакомство с басней (аудио запись). (Слайд 9)- Сейчас вы прослушаете аудио запись басни «Лебедь, рак и щука».VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.1. Чтение басни детьми (3-4 человека). Учебник с.90ФизкультминуткаПоднимает руки класс-это раз,Завертелась голова- это два,Три - руками три хлопка,На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть.2. Беседа по содержанию.- Понравилась ли вам басня?- Как написана эта басня прозой или стихотворением? (стихотворением)- Назовите героев басни.- Что вам не понравилось в поведении героев басни? (они были не дружными)- Почему же «воз и ныне там»? (не смогли договориться, каждый тянул в свою сторону)- Найдите главную часть басни – мораль. А что означает «мораль» мы с вами читали в толковом словаре. (это первые 3 сточки в басне)Давайте составим вопросы к басне и ответим на них крылатыми выражениями из неё.1. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялись.2 Как они старались выполнить работу?Из кожи лезут вон.3. Получилась ли их затея?А возу все нет ходу.- Крылатые выражения каждый образованный человек должен знать и умело употреблять в своей речи.VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.1.Работа в парах. (Слайд 10, 11, 12, 13,)- А сейчас ребята поработаем парах: прочитайте отрывок из басни и найдём слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвётся в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;Да только воз и ныне там.«Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый (рис.1).Рис. 1. Лебедь «Рак пятится назад» – он неповоротливый, нерасторопный (рис. 2).Рис. 2. Рак «Щука тянет в воду» – настойчиво выполняет своё дело (рис. 3).Рис. 3. Щука VIII. Этап включения в систему знаний.Работа над пословицей. Работа в парах.- У вас на парте лежит карточка с пословицами. Найдите среди них ту, которая относиться к теме нашей басни. (Слайд 14, пословица)Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.Другом зовётся, а недругом отзывается. Старый друг лучше новых двух. Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. Легче друга потерять, чем найти. - В чём смысл этой пословицы?Ответы детей (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.«Собери букет».- Ребята, как вы думаете, что необходимо для дружного сотрудничества? Напишите свои мысли на цветочке, который лежит у вас на парте (взаимопонимание, поддержка, умение договориться)- Посмотрите на доске изображена ваза, с одним цветком. Мы можем сказать, что в вазе стоит красивый, пышный букет? Почему? (потому, что 1 цветок – это не букет)- Давайте украсим нашу вазу цветами, на которых вы написали, что необходимо для дружного сотрудничества.(Дети выходят по одному к доске, приклеивают цветы)- Посмотрите какой получился красивый букет с вашими советами.- Молодцы!X. Подведение итога урока.Беседа:- Кем был Иван Андреевич Крылов? (баснописцем)- Скажите, кто и что делал:Лебедь (рвался в облака)Рак (пятился назад)Щука (тянула в воду)- Верно ли, что автор своих героев наделил характерами людей? (да)- Спасибо всем, кто работал старательно и слушал внимательно! Урок окончен!Домашнее задание: Выразительное чтение стр. 90 Составить небольшой рассказ о друге.