Публикации Приемы и методы организации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения для их активизации.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы и методы организации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения для их активизации.
Автор: Бойко Алена Викторовна Бородай Екатерина Александровна

Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение.Целью развития познавательной активности является формирование таких качеств как: любознательности; находчивости и фантазии; альтернативного мышления; изобретательности; оригинальности;гибкости; самостоятельности; широты и глубины мышления.Метод обучения – вид деятельности учителя, которая организует познавательную деятельность учащихся на уроке. В результате этой деятельности, учитель достигает поставленных целей, добивается усвоения детьми того или иного произведения.Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний:- словесные (рассказ, беседа, чтение)- наглядные (демонстрация экранных и других наглядных пособий, опытов)- практические (лабораторные и практические работы).В последнее время учителя всё чаще сталкиваются с проблемой негативного отношения детей к чтению. Здесь много причин. Во-первых, это связано с тем, что традиция чтения детям вслух «уходит». Во-вторых, библиотека для большинства детей становится местом, где многие ребята занимаются рассматриванием красочных журналов, а не прочтением художественной или познавательной литературы. В-третьих, современный мир, перегруженный гаджетами и технологиями, все дальше и дальше отдаляет ребёнка от прочтения книг. Как приобщить школьника к чтению, вернуть ему интерес к книге, объяснить, что без нее невозможно формирование личности; как научить слышать и понимать слово писателя, его думы, надежды, сопереживать им и формировать собственную жизненную позицию? Литературное чтение в начальной школе является учебным предметом и одновременно средством обучения. Чем успешнее дети овладевают полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализовываться возможности в обучении, воспитании и развитии учащихся.Значение урока литературного чтения трудно переоценить: именно там дети получают представления о вечных нравственных ценностях, добре и зле; узнают о мире и людях, о современных литературных произведениях; сочувствуют героям, смеются, плачут, овладевают тайнами художественного слова. И если ребёнок хорошо овладел таким предметом как чтение, то и другие дисциплины будут осваиваться им успешно.Чтение литературных произведений тесно переплетается с рисованием и лепкой. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивает воображение и фантазию, способствует более точному восприятию того или иного произведения.Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность, делать то, чего нет у одноклассника. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного.Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое, учиться выражать свои мысли. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, то ему захочется самому придумать что-то новое и интересное. Очень важен контакт учителя и учеников на уроках литературного чтения.При чтении литературных произведений можно предложить учащимся следующие задания:1) нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;2) вылепить героя из пластилина;3) разыграть сценку;4) сочинить сказку с похожими персонажами;5) подобрать загадку к сказке или нарисовать отгадку;6) подобрать пословицы и поговорки по различным темам;7) разгадывание кроссвордов по прочитанному произведению;8) проведение различных викторин и др.Такие виды заданий необходимы для творческой активности детей на уроках литературного чтения, для вовлечения ребенка в прочтение последующих книг. Развитие интереса к чтению – один из важнейших факторов успешности обучения, причем, не только в начальной, но и в основной школе.