Публикации Средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Автор: Бойко Алена Викторовна

Наиболее эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения являются: - игровые технологии;- дидактические игры;- создание положительных эмоциональных ситуаций;- работа в парах, группах;- проблемное обучение;- использование ИКТ,- нетрадиционные уроки.Хочется рассмотреть каждое средство отдельно.1) Игровые технологии.Использование игровых технологий на уроках литературного чтения способствует решению задач по работе с художественным текстом:- определять главную мысль произведения и его героев; - воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; - оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;- определять основные события и устанавливать их последовательность; - делить текст на части и озаглавливать каждую часть; - задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; - устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками и др.Наиболее эффективно использование игровых технологий на уроках литературного чтения при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить полученные знания и умения младших школьников.Игра всегда является одним из активно используемых методов в начальных классах на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках литературного чтения. Дети при поступлении в школу оказываются в новой «социальной ситуации развития».2) Дидактические игры. Являются переходной формой от игры к учебе. Эти игры требуют особого внимания со стороны учителя, так как с одной стороны, должно быть правильно и точно передано содержание произведения, а с другой стороны, необходимо придать этому содержанию интересный, эмоциональный характер, чтобы учебная задача выступала как игровая. Эти игры хороши тем, что позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику (создавать ситуацию успеха).На уроках литературного чтения дидактические игры можно использовать при введении в тему урока. Использование игрового момента в начале урока позволяет подвести учащихся к теме урока. На основе игрового задания дети сами формулируют тему урока. 3) Создание положительной эмоциональной ситуации.Уроки литературного чтения удовлетворяют не только эстетические потребности учащихся, но и развивают их эмоциональную отзывчивость детей. На данных уроках у учащихся формируется мышление, расширяется кругозор, прививается чувство любви к родному языку, осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, а так же осознание собственного желания проявлять эмоциональный отклик  – являющимися составными частями эмоциональной отзывчивости. Герои детских книг заставляют юных читателей сопереживать, радоваться, тревожиться, негодовать, любить, испытывать страх и преодолевать его. Задача учителя - помочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями произведений литературного произведения, но и поразмышлять над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели, если были бы на месте героев.Можно привести пример при анализе произведения Н. Носова «Заплатка». Рассматривается чувство гордости Бобки в начале рассказа и в конце. Ребята прослеживают, что испытывал мальчик Бобка в начале рассказа и в конце. ГОРДОСТЬ - «замечательные штаны», «ни у кого таких штанов не было»ДОСАДА - «порвал эти замечательные штаны»ОБИДА - «так буду ходить!»СТЫД - «стали смеяться»СТРАДАНИЕ - «колол пальцы себе иголкой»ДОСАДА - «еще хуже, чем было»СТАРАНИЕ, УПОРСТВО - «не спеша, аккуратно», «долго возился»ГОРДОСТЬ - «Вот молодец! Сразу видно, что сам пришивал»Что получается в начале рассказа и в конце, Бобка испытывает чувство гордости. Но одинаково ли его состояние, хотя чувство одно и тоже? (сначала Бобка гордится красивой вещью, а потом – своим умением, упорством). В ходе рассмотрения значения слова «гордость» в Толковом словаре, дети понимают, какой бывает гордость, в каких случаях она отрицательное чувство, а в каких – положительное.Таким образом, чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:- думали над прочитанным произведением, сопереживали героям;- оценивали их поступки, осмысливали их проблемы;- соотносили их жизнь со своей жизнью, старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.4) Работа в парах.Работа в парах несёт в себе все признаки коллективной деятельности: решение коллективной познавательной задачи; распределение обязанностей (ролей); обмен способами деятельности и взаимопомощь; контроль за результатами деятельности учащихся. Работа в парах на уроках обучения грамоте или литературного чтения способствует развитию речи учащихся, формирует навык контроля и оценочные действия, даёт возможность каждому ощутить ситуацию успеха.Можно использовать некоторые виды упражнений работы в парах для активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения:1. Дописать стихотворение.2. Подобрать синонимы, характеризующие главного героя.3. Составить вопросы по прочитанной части произведения и потом задать их классу.4. Подобрать крылатые выражения к произведению.5. Разгадывание кроссвордов при обобщении темы.6. Придумать продолжение сказки, рассказа.7. Восстановление логической последовательности статьи. 8. Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему и много других.5) Работа в группах.При сотрудничестве в группах в классе возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер отношений деятельности: исчезает безразличие, приобретается сплочённость, понимание друг друга. Такое сотрудничество воспитывают доверие, взаимопомощь и поддержку, культуру поведения и целеустремленность.Можно привести групповую работу на примере стихотворения Э.Успенского «Разгром»:Класс делится на 4 группы:- артисты- поэты- художники- критикиКаждая группа получает свое задание. - Группа артистов готовят мини-спектакль; - Группа поэтов - выразительное чтение по ролям; - «Художники» - должны нарисовать словесный портрет мамы и сына на момент встречи; - А участники группы критиков - должны высказать свое мнение о происходящем в произведении и разработать правила поведения детей дома, когда родители на работе. После бурного совещания между ребятами каждой группы, наступает момент творчества. Каждая группа выступает с выполненным заданием.Итогом всего происходящего на уроке был просмотр мультипликационного фильма «Разгром». Здесь дети увидели работу художников-мультипликаторов, услышали выразительное чтение мастера слова. Таким образом, на уроке дети рассмотрели, как воспринимают мир ребенок и взрослый, со стороны посмотрели на себя.6) Проблемная ситуация.В отличие от любого другого, проблемное обучение способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самообучению, самообразованию. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:Со стороны учащихся:- новая тема («открытие» новых знаний);- умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;- умение определить область «незнания» в новой задаче;- активная поисковая деятельность.Со стороны учителя:- умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;- формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.Никогда не оставляет равнодушными встреча детей со сказочными героями. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, способность сопереживанию, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.) рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.7) Информационные технологии.Информационные технологии могут включаться в любой этап урока: введение новых знаний, обобщение, контроль. Компьютер помогает вовлечь ребят в литературное творчество, является огромным стимулом в учении. Начиная с 3 - 4 класса дети с интересом принимают участие в поиске информации в Интернете, при подготовке сообщений, докладов, составлению презентаций о биографии изученных авторов, выполнении проектов о любимых книгах или произведениях. 8) Нетрадиционный урок.Ввести детей в мир художественной литературы, пробудить у них интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры помогает многообразие форм проведения уроков литературного чтения: игры, КВН, викторины, путешествия, обобщения знаний, театрализованные композиции. Их содержание направлено на совершенствование выразительности речи, обогащение словарного запаса учащихся, развитие читательского интереса и активизацию мыслительной деятельности младших школьников.  Можно использовать такие виды нестандартных уроков, как: урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие, урок – спектакль и др.Таким образом, активизация  познавательной деятельности на уроках литературного чтения осуществляется  через использование игровых технологий, дидактических игр, технологии проблемного обучения, нетрадиционных уроков, а также использование информационно-коммуникационных технологий.Практика   убеждает, что интерес к изучаемому материалу возникает у школьников тогда, когда они открывают для себя что-то новое, неожиданное, когда учитель создает ситуацию, заставляющую учеников удивиться и задуматься.Уроки литературного чтения – особые уроки. Дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему земному. А многообразная работа по привитию учащимся навыков активного чтения не проходит бесследно, это отражается на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждений, общем умственном развитии.