Публикации "Развитие мелкой моторики рук через конструктивную деятельность из счётных палочек"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие мелкой моторики рук через конструктивную деятельность из счётных палочек"
Автор: Князева Лариса Геннадьевна

Маленький ребёнок.… Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, подержать в руках – то есть изучить предмет со всех сторон. Формирование восприятия мира и, как следствие, развитие ребёнка идёт через ощущения руки. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.Доказано, что одним из показателей нормального психологического и нервно–психологического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития ребёнка. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, а также речь ребёнка.Именно поэтому развитие мелкой моторики рук через конструктивную деятельность из счётных палочек привлекло моё внимание, Ведь конструктивное умение является эффективным средством развития ребёнка, его восприятия, мышления, речи. Благоприятным условием для комплексного воздействия на весь ход психофизического развития ребёнка. Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. В связи с этим возникла необходимость раскрыть важность развития конструктивных умений у детей дошкольного возраста.Во всём мире широко известны и активно используются счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки.Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.Чтобы ребёнок успешно освоил начальную программу предматематического образования, он должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой. Занятия и игры с палочками позволяют перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое представление о понятии, отработать навык счёта, измерения, вычисленияСчётные палочки развивают интеллектуальные и творческие способности, они многофункциональны. То есть с ними можно играть по-разному, конструировать из них, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх. Целью моей работы стало создание условий для развития мелкой моторики и конструктивных умений из счётных палочек, что способствует решению следующих задач:
  • развитие конструктивного мышления;
  • создание условий для формирования предпосылок творчества;
  • создание условий для сотрудничества в совместной деятельности;
  • Для работы были созданы необходимые условия: центр “Что за палочки такие?”, где ребёнок делает первые шаги на пути овладения удивительным искусством конструирования, альбом “Архитектор” (где представлены схемы построек),также в группе имеются разнообразные виды конструкторов (деревянные, пластмассовые, конструктор «ЛЕГО»), графические модели, по которым дети учатся строить предметы. При условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребёнка, его умственных способностей.Итак, в процессе конструкторской деятельностью, детям предоставлена возможность выбора различных материалов для конструирования, созданы все условия для интересной, плодотворной деятельности.Первоначальный этап моей работы, начался с ознакомлением детей со счётными палочками, с простейшим анализом схем построек, видение элементов наглядного моделирования, использование графических моделей. Проблемы на начальном этапе связаны с неразвитостью мелкой моторики, это объясняется возрастными особенностями детей. С целью развития мелкой моторики в свободной игровой деятельности я использовала различные мозаики, шнуровки, пазлы.К концу года видны существенные изменения в развитии мелкой моторики и конструктивных умений детей. При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию, для облегчения запоминания последовательности постройки, я использую игры: “На что это похоже?”, “Что изменилось?”, “Чего не стало?”. Определяю игровую проблемную ситуацию: “Друзьям нужна помощь”, “У щенка нет домика”. Проблемную ситуацию стараюсь создавать таким образом, чтобы дети сами захотели построить для решения поставленной перед ним игровой задачи. При обыгрывании и обговаривании постройки, дети учатся строить по образцу и показу, запоминают последовательность действий и применяют свой опыт в самостоятельной игровой деятельности.На следующем этапе, использую модели, схемы, шаблоны, трафареты, и моделирование схем действий. Учу детей анализировать графическую модель по детально, стимулирую детей к совместной деятельности. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, планировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.Обогащается речь детей новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий – узкий, большой – маленький). В точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди). В процессе конструктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.Самым сложным этапом является научить детей читать чертежи конструкции, представленные в трёх проекциях, и обучить заранее, обдумывать замысел будущей постройки.Самое главное, чтобы детям было интересно на занятии, и это способствует успешному усвоению материала. В своей работе я применяю личностно - ориентированный подход к детям. У каждого ребёнка свой темперамент и складывающийся на основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность, неуверенность в поведении непосредственно обуславливается особенностями нервной системы ребёнка и другими врождёнными качествами. Я строю свою работу так, чтобы стимулировала развитие каждого в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными возможностями. Бережное отношение к личности ребёнка - это, прежде всего признание его непохожести, особенности проявления характера, воли, мышления.Эта работа ведётся третий год и уже можно сказать о результатах:
  • дети умеют планировать, конструировать по схемам, чертежам;
  • технически мыслить;
  • работать коллективно (подгруппами, парами);
  • творчески фантазировать;
  • применять в самостоятельной деятельности приобретённые знания и умения;
  • Счетные разноцветные палочки – это настоящая находка для развития ребенка. С их помощью можно научить малыша любым базовым навыкам, начиная с простейшего – моторики рук, заканчивая дошкольными математическими знаниями. В процессе обучения можно использовать простые палочки, а можно приобрести счетные палочки Кюизенера, которые считаются куда более эффективными и способствующими лучшему развитию маленькой личности