Публикации ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО
Автор: Жилина Римма Иосифовна

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОКультурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации.Лыкова Ирина Александровна и Протасова Екатерина Юрьевна, разработчики комплексной программы «Теремок» для детей от 2-хмесяцев до 3-х лет, отмечают, что «культурные практики» человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно – в процессе самостоятельной деятельности.Современная образовательная программа «Теремок» предлагает научно обоснованный вариант проектирования образовательной деятельности в соответствии с основными направлениями развития детей от 2-х месяцев до 3-х лет в пяти образовательных областях: Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.В раннем возрасте доступны следующие культурные практики:
  • исследовательские (экспериментирование с материалами и веществами)
  • коммуникативные (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого).
  • социально-ориентированные (предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями).
  • В соответствии с основными видами деятельности (активности) для детей от 2-3 лет программой «Теремок» предлагаются различные «культурные практики», которые я успешно применяю в своей педагогической деятельности.Исследовательские культурные практики Примером исследовательских культурных практик в раннем возрасте являются игры с песком, водой, сдобным и соленым тестом, игры с дидактическими, динамичными и образными игрушками (пирамидки, матрешки, игрушки-каталки, пазлы, домино, сортеры, мозаика, юла, неваляшки и другое), музыкально-шумовыми игрушками.Коммуникативные культурные практикиПримером коммуникативных культурных практик является инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев – «пальчиковые игры». Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх»«вниз» и т. д. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.Социально-ориентированные культурные практики Игры с бытовыми предметами и действия с бытовыми предметами-орудиями:
  • игры с баночками и крышечками разных размеров.
  • игры с прищепками — развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук, творческое воображение, память и мышление, а также усидчивость.
  • игры с крупами и сыпучим материалом
  • Игры с составными и динамическими игрушками. К ним можно отнести картинки-вкладыши, пирамидки, игрушки-каталки, конструкторы, вкладыши, матрешки, коробка форм, бусы, шнуровки, крупные пазлы, тематические кубики, составные разрезные картинки и другое.
  • Игры с пирамидками. Многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. Идети не теряют к ним интереса.Игры — нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, мелкие игрушки, рожки и макароны, сушки и т. п. способствуют совершенствованию координации системы «глаз-рука». Игры-шнуровки «Забавные шнурки»)  Конструирование – ребенок не воспроизводит образец, а пробует, исследует, изучает самостоятельно и выбирает то, что наиболее интересно ему, чтосоответствует его реализации замыслов/запросов.Данные культурные практики доступны для детей раннего возраста, так как направлены на усвоение культурных способов употребления предметов. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. Таким образом, с помощью культурных практик реализуются целевые ориентиры образования на этапе завершения раннего возраста:
  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
  • эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
  • При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом)