Публикации учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия в 1 классе на тему " Волшебные слова"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия в 1 классе на тему " Волшебные слова"
Автор: Чемина Людмила Владимировна

Тема урока: Волшебные словаЦель урока: Познакомить детей с вежливыми словами.Задачи урока: 1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.                          2. Расширить понятие детей о культуре поведения.  3. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.Ход  урока Учитель:   Ребята! Давайте поговорим сегодня о волшебных словах. Что же это за слова? Почему они называются волшебными? Мы выясним на этом уроке.Начну я со стихотворения Н. Красильникова “Доброе утро” Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! Солнцу и птицам!Доброе утро! Улыбчивым лицам.И каждый становится добрым, доверчивым...Пусть доброе утро длится до вечера.      Вы закончите школу и станете трудиться на заводах, строить дома, прокладывать дороги к звездам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, побеждать болезни. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.                       Понять и исполнить желанье другого,                      Одно удовольствие, честное слово.1 чтец  Друзья, вот вам на всякий случай              Стихи о школьнике одном              Его зовут ... а впрочем,              Мы лучше здесь его не назовем.2 чтец     "Спасибо", "Здравствуйте", "Простите"              Произносить он не привык              Простого слова "извините"              Не одолел его язык.3 чтец.  Не  скажет он друзьям по школе              Алеша, Петя, Ваня, Толя.              Своих друзей зовет он только              Алешка, Петька, Ванька, Толька.4 чтец. А, может быть, он вам знаком              И вы встречались с ним где-либо,              Тогда скажите нам о нем,              А мы... Мы скажем вам "спасибо".Учитель:   А в вашем классе нет такого ученика? Ответы детей.             Учитель: Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова приветствия вы знаете? Здравствуйте!Добрый день!Доброе утро!Добрый вечер!Привет!Учитель обращает внимание детей на ситуации, в которых используются данные слова: «Привет!»- говорим другу или знакомому, «Здравствуйте!» — это официальное приветствие и т. д. - Добрый день! – тебе сказали. Добрый день! - ответил ты.Как две ниточки связали Теплоты и доброты.Здравствуйте! – ты скажешь человеку.- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.И, наверно, не пойдет в аптеку,И здоровым будет много лет.Учитель: А сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.       "Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал». (Ответы)       Правильно. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями.  Учитель: Какие слова благодарности вы знаете? спасибо благодарюбольшое спасибо А часто ли вы их используете?           За что мы говорим “спасибо”?За все, что делают для нас.И мы припомнить не смогли бы – Кому сказали? Сколько раз?А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ волшебные слова (хором).        "Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей : "Садитесь ...(все вместе пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ...звините, пожалуйста).       Ну что же, вы знаете волшебные слова. Не стесняйтесь употреблять их по чаще. Учитель: А какие слова просьбы вы знаете? будьте добрыпожалуйстабудьте любезныне могли бы выОтменить, что ли слово “пожалуйста”?Повторять ли его поминутно.Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”Нам становится неуютно.“Будьте добры” или “ будьте любезны” -Эти слова в разговоре полезны.С ними легко в разговоре и дома:Будет приятно их слышать любому.Учитель: Теперь, ребята, все вместе давайте решим такую задачу: Мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов?" Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие? Учитель: " По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала. "У вас книга упала!"- закричал мальчик, догоняя прохожего. "Разве?" - удивился тот. "Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было три книги плюс портфель плюс пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось четыре". "Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Однако есть правила, которые ты еще не усвоил".                   О каких правилах говорил старичок? Молодцы! Вы справились с этим заданием. И я надеюсь, что и в жизни вы будете поступать как вежливые люди.Учитель: А теперь попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Угадай вежливое слово». Я буду начинать ситуацию, а вы должны продолжить предложение.Мальчик, вежливый и развитыйГоворит, встречаясьздравствуйте.Растает даже ледяная глыба.От слова теплого… спасибоЗазеленеет старый пень, Когда услышит… добрый деньЕсли больше есть не в силах,Скажем маме мы… спасибо!Когда нас бранят за шалости,Говорим мыпростите, пожалуйстаИ во Франции, и в Дании,На прощание говорятдо свидания. Молодцы! Учитель: Теперь, ребята, все вместе давайте решим такую задачу. Одна девочка жаловалась маме: “У нас во дворе есть такой невежливый мальчишка – зовёт меня Галькой”.“А ты как зовёшь его?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, я ему просто кричу: “Эй, ты!”Скажите права ли Галя?Учитель: А теперь послушайте стихотворение В. Кудлачева «Важные слова». Слова «До свиданья!»,«Спасибо!», «Простите!»,«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»Щедро дарите. Дарите прохожим,Друзьям и знакомым,В троллейбусе, в парке,И в школе, и дома. Слова эти очень, И очень важны,Они человеку,Как воздух, нужны. Без них невозможно на свете прожить.Слова эти нужно с улыбкой дарить. Учитель: А теперь поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или невежливыми были действия в ней. - Придумывать прозвища другим…(невежливо)- Поздороваться при встрече…(вежливо)- Толкнуть, не извиниться…(невежливо)- Помочь подняться, поднять упавшую вещь…(вежливо)- Обращаясь ко взрослому, не встать…(невежливо)- Не уступить место пожилому человеку…(невежливо)- Взять билет в автобусе…(вежливо)- Разговаривать громко в общественном месте…(невежливо)- Мальчикам в помещении не снимать головные уборы…(невежливо)- Уважительно говорить о других…(вежливо)Молодцы! Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с вежливыми словами. Что же это за слова? Почему они называются волшебными? Это обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть.                Вот мы с вами и вспомнили волшебные слова. Желаю вам никогда не забывать этих слов, расти внимательными, добрыми, вежливыми ребятами!- Большую часть своего времени вы проводите в школе. Давайте посмотрим на следующий слайд и скажем, что здесь вежливо, а что нет. А теперь послушаем «Правила вежливого поведения в школе».- Если хочешь отвечать, Можешь руку ты поднять,А когда тебя спросили, Должен ты у парты встать, Отвечать, чему учили, И тогда получишь «5».- Если в класс вошёл учитель,Не вертитесь, не кричите,А у парт тихонько встаньте,Пусть учитель поглядит,Как красиво вы стоите, И тогда вам сесть велит.- Будь прилежен на уроке,И старайся всё понять, И тогда ни двойки, тройки,Будешь «5» ты получать.- На уроке не надо шептаться,  И тихонько жевать колбасу,  На ворон за окном любоваться,  И сопя ковыряться в носу.- На уроке желательно слушать:  Что учитель расскажет сейчас?  И стараться учиться получше,   Чтоб тобою гордился твой класс.Используемая литература:
  • В. Кудлачев «Важные слова».
  • А.В.Бородина «Мы и наша культура». Пособие для учителей.
  • Е.В.Бунеева «Уроки обучения грамоте». Пособие для учителей.
  • Т.А. Ладыженская., Н.В. Ладыженская., Никольская Р.И.,Г.И. Сорокина «Детская риторика в рассказах и рисунках».
  • Б.В. Бушелёва «Поговорим о воспитанности».