Публикации Игровые технологии на уроках физики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые технологии на уроках физики
Автор: Дарья Алексеевна Морякова

Игровые технологии на уроках физики Морякова Д.А.Учитель физики, МАОУ Видновская СОШ №10В настоящее время перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно ставить задачи, которые приобрели бы значимость для учащегося и нашли у него отклик и опорную точку в его переживании. Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, стремится активизировать и поддержать учебную мотивацию на высоком уровне. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Для того, чтобы ребенок поверил в свои силы и был уверен, что всегда есть надежда на достижение результата, эффективно использовать игровые технологии. Например, добавлять в урок интерактивные тренажеры, тесты, головоломки, кроссворды и многое другое. Такая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровой технологии происходит по таким основным направлениям: • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; • учебная деятельность подчиняется правилам игры; • учебный материал используется в качестве ее средства; • вводится элемент соревнования, т.е. перевод дидактической задачи в игровую; • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Уроки с использованием игровых технологий: • развивают творческие способности школьников и учителя; • воспитывают веру ученика в собственные силы; • учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами; • формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности; • заставляют взрослого и детей импровизировать; • активизируют самостоятельную деятельность учащихся; • учат школьников отстаивать свою точку зрения; • создают психологический комфорт в классе; • вызывают интерес у всех школьников. 2. Игра — особый вид деятельностиИгра – особый вид деятельности. Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы мы получаем предрасположенность и потребность в игре. Ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как деятельность, предписанная самой природой развития человека. Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает полученное удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение лёгкости. В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает способностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Зная эту особенность, при сложных дидактических задачах есть смысл вводить элементы игры. Это позволяет незаметно осваивать то, что было трудным ранее. В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное - поле для проявления своего «Я». Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична. В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. Игра – общение равных. Игра для детей является привычной формой общения, в ней они себя чувствуют наиболее комфортно. Обсуждение в игровой форме позволяет избежать препятствий в виде недостаточного запаса знаний, неумения аргументировано отстаивать свое мнение. Виды игр: • Игры-драматизации • Ролевые игры • Имитационные игры • Деловые игры • Организационно-деятельностные • Организационно-мыслительные • Игры-тренинги • Игры исследования Игры-поиск • Театрально-карнавальные игры • Исторические игры • Комплексные игры На первый взгляд игровые методики просты и доступны. Однако простота игровых методик иллюзорна. Строгая надобность в профессиональной тонкости работы педагога вызвана сочетанием крайне противоречивых характеристик игры. С одной стороны, игре человек свободен и волен поступать, как вздумается, выстраивая любое решение, но с другой стороны, игра представляет шанс прожить такое ценностное отношение, которого не представила им повседневная конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован. Роль педагога, применяющего такие методики, заключается в следующем: • в способности исполнять роль посредника, доверенного лица; • в умении работать в условиях неформального общения, занимая позицию неформального лидера; • в способности быть участником совместной деятельности, не отделяя себя от детей; • в умении строить взаимоотношения с детьми «не равных». Таким образом, меняются функции взрослого на уроке, который теперь не командует, не контролирует, а сопровождает обучающегося в его индивидуальном образовании, причем происходит это без видимого напряжения с его стороны. Требования к подбору игр: Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта • Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учётом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей; • Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: • соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; • доступность для обучающихся данного возраста; • умеренность в использовании игр на уроках. Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если ее проводит толковый организатор. Из-за практического отсутствия методических разработок по этому вопросу и из-за катастрофической нехватки личного времени учителя для разработки и режиссуры игр, которые требуют повышенного методического и профессионального мастерства, до недавнего времени игру использовали лишь на внеклассных мероприятиях, недооценивая ее роль в учебном процессе. 3. Игра на уроках физики и астрономииИгра на уроке физики и астрономии – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к предмету.Проектная форма учебной деятельности учащихся может быть реализована при осуществлении таких методов обучения как деловая игра. Она открывает ряд возможностей; максимально приближает обучение к реальным жизненным и производственным условиям, на этом уроке все заняты серьезной работой, напоминающей работу взрослых. Данная игра обеспечивает широкую самостоятельность учащихся, способствует развитию инициативы учеников, развивает коммуникативные навыки работы в группе, искореняет такие негативные явления, присущие традиционному обучению, как списывание, обман, боязнь плохих отметок и др.План уроков таков:1. Организационная часть – постановка цели и задач урока, вступление в игру (10 мин)2. Основное содержание урока: выполнение заданий, анализ решений, оформление стендов или буклетов. (25 мин)3. Заключительная часть: обобщение, подведение итогов урока рефлексия. (8 мин)4. Домашнее задание (2 мин)Конечно, время, отведенное на каждый этап урока может изменяться.Уже после проведения первых игр отмечается повышенный интерес учащихся к физике и астрономии. Занятия в условиях моделирования реальной трудовой деятельности заметно активизируют процесс учебного познания. Тихая работа нравится ребятам: она предоставляет широкий простор для самодеятельности, дети имеют возможность проявить свои творческие способности.Деловые игры в учебном процессе могут быть организованы виде разработки и защиты учащимися проектов на физко–технические темы, группового решения задач с производственным содержанием, решения какой-либо научно-технической проблемы методом беседы за «Круглым столом», бригадного выполнения лабораторной работы и т. д.4. Физика: урок-игра «Знаток физики» в 7 классеЦель игры:1.Повторить в игровой форме материал изученный в курсе физики 7 класса.2.Расширить кругозор учащихся.3.Развитие познавательного интереса.План игры:1.Организационный момент2. «Разминка»(остаются 6 человек)3. «Формулы»(5 человек)4. «Физика и лирика» (4 человека)5. «Ученые»(3 человека)6. «Динамометр» (2 человека)7. «Блицтурнир» (1 человек)Ход игры:1. Организационный моментРебята, сегодня мы проводим игру «Знаток физики». Игра проходит в 6 туров,1 тур - отборочный. После него в игре остаются 6 человек. После каждого тура уходит 1 человек с наименьшим количеством баллов. В конце игры остается 1 человек – победитель игры «Знаток физики».2. Тур 1. «Разминка».В этом туре я буду зачитывать загадки связанные с физикой (это либо технические средства, либо физические приборы, либо физические явления). Я зачитываю первую строчку загадки, если вы знаете ответ, то быстро поднимаете руку и получаете 4 балла. После второй строчки – 3 балла, после третьей строчки – 2 балла, после четвертой – 1 балл.1. Качается стрелкаТуда и сюда,Укажет нам северИ юг без труда. /компас/2. Две сестры качались,Правды добивались.А когда добились,То остановились. /весы/3. На стене висит тарелка,По тарелке ходит стрелка.Эта стрелка наперед,Нам погоду узнает. /барометр/4. В нашей комнате одно,Есть волшебное стекло.В нем летает чудо – птица,Бродят волки и лисица. /телевизор/5. Стучат, стучат,Не велят скучать,Идут, идут,А все тут и тут. /часы/6. Он в Москве, я в Ленинграде,В разных комнатах сидим.Далеко, а будто рядом,Разговариваем с ним./ телефон/7. Никто его не видывал,А слышать - каждый слыхивал,Без тела , а живет оно,Без языка – кричит. / эхо/8. То, как арбузы, велики,То, словно вишенки, мелки.Они не могут говорить,Но могут массу определить. /гири/9. Я под мышкой посижу,И что делать укажу,Или разрешу гулять,Или уложу в кровать. /термометр/3. Тур 2. «Формулы».На каждой карточке записана формула, в которой вместо одной из величин стоит звездочка *. Назвать эту величину и прочитать формулу. За это задание вы получаете по 2 балла.Fа =g . * . Vт,v = S / *,Fт = * .g,m = ? . *,4. Тур 3. «Физика и лирика».Прослушав фрагмент песни ответьте на вопрос.За это задание 3 балла.О каком виде движения поется в этой песне – о равномерном или неравномерном? Дать определение этого движения.« Голубой вагон бежит, качаетсяСкорый поезд набирает ход,Ах зачем же этот день кончаетсяПусть бы он тянулся целый год».Почему падает снег? О какой силе идет речь, куда она направлена, в каких единицах измеряется?«Такого снегопада, такого снегопада,Давно не помнят здешние места,А снег не знал и падал,А снег не знал и падал,Земля была прекрасна, прекрасна и чиста».О каком физическом явлении здесь говорится?«Зима раскрыла снежные объятьяИ до весны все дремлет тут,Только елки в треугольных платьях,Только елки в треугольных платьях,Мне навстречу все бегут, бегут, бегут…».5. Тур 4. « Ученые».По подсказкам вы должны угадать о ком идет речь. если вы угадали этого человека с первой подсказки- то получаете 5 баллов, если со второй – то 4 балла, с третьей - 3балла, с четвертой – 2 балла, с пятой – 1 балл.Он один из первых ученых работавших на войну.он крупный изобретатель живший еще до нашей эры.он изобрел рычаг.с одним из его открытий можно столкнуться, погрузившись в ванну.по легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!» ( Архимед).это английский ученый.он создал классическую механику.он сформулировал три закона механики.он создал физическую картину мира.по легенде, он открыл один из законов, после того, как ему на голову упало яблоко. ( Ньютон)претендентов на эту поездку было много, но выбор пал на него.это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.сын крестьянина, учащийся ремесленного училища, рабочий, курсант аэроклуба.ему принадлежит историческая фраза « Поехали», сказанная перед стартом.первый в мире человек, совершивший полет в космос. (Гагарин).6. Тур 5. « Динамометр».Из букв этого слова составить новые слова – существительные связанные с физикой. Время выполнения работы 2 минуты. За каждое слово 1 балл.7. Тур 6. « Блицтурнир».В этом конкурсе соревнуются два оставшихся участника. Я зачитываю вопрос, кто первый поднял руку, тот отвечает. Победит тот у кого больше баллов.Вопросы для блицтурнира:прибор для измерения объема жидкости. /мензурка/в чем измеряют работу? / джоуль/сила, с которой тело давит на опору./ вес/масса килограммовой гири зимой и летом. / одинаковая/единица измерения силы. / ньютон/имя Ломоносова./ Михаил/прибор измеряющий атмосферное давление. / барометр/какую физическую величину измеряют в ваттах ? /мощность/одна шестидесятая минуты . /секунда/единица измерения давления ? /паскаль/.Награждение победителя. Вручается медаль « Знаток физики».5. Астрономия: игра-квест «Возвращение на Землю» в 11 классеИнновационный поиск новых средств обучения в преподавании астрономии приводит к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и прочие методы обучения, направленные на развитие не только образовательной сферы, но и способствующие развитию личности ребенка.Использование квест-технологий позволяет решить одновременно несколько различных задач: снизить эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.Что же такое квест? Квест - сравнительно недавно сложившаяся педагогическая технология, в которой совмещены элементы игры, мозгового штурма,тренинга.Квестоваятехнологияможет быть направленана выполнениеобучающимисяпроблемных заданийс использованием цифровых образовательных ресурсов (в том числе и ресурсов сети Интернет).Квест-технология - развивающийся феномен, поэтому он непрерывно трансформируется. Сегодня можно выделить два основных типа современных образовательных квестов: web-квесты и маршрутные квесты.Игровой замысел квеста воплощается через игру-повествование, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть сюжета, как правило, заключена в том, что есть некая заранее намеченная цель, дойти до которой можно только последовательно выполняя предлагаемые ситуационные задачи, работая с информационными ресурсами для поиска необходимой информации. Каждое ситуационное задание — это ключ к следующей точке и следующей задаче. При этом задачи могут быть различными: активными, творческими, интеллектуальными и др.Хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, чётко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источниками. Лучшие примеры квестов демонстрируют связь с реальной жизнью, их заключение непосредственно связано с введением, суммирует познавательные навыки и возможность применить их в других дисциплинах или областях.Квестехнология носит интегрированный характер: • алгоритм квеста строится в логике технологии проблемного обучения • от постановки проблемы до путей её решения, представления результата и рефлексии, что влияет на развитие обучающегося как активного субъекта жизнедеятельности; • образовательные «продукты», выполняемые индивидуально или в группе в результате завершения квеста, могут быть различными: от решения поставленной проблемы в виде ответа на вопрос до созданных презентаций, роликов, сайтов, буклетов и др. В этом смысле образовательные квесты взаимосвязаны с идеями «инструментальной» педагогики и методом проектов; • использование информационных возможностей сети Интернет как в ходе выполнения, так и представления результата квеста, обмена мнениями характеризует эту технологию как информационно-коммуникационную. Подготовка занятия в формате квеста требует от педагога креативности, времени на подборку и переработку материала.Таблица 1. Технологическая карта игры-квеста по астрономии«Возвращение на Землю»6. ЗаключениеВ заключении хотелось бы отметить, что использование игровых технологий в преподавании физики и астрономии помогают учителю активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес школьников к предмету. Благодаря использованию игровых технологий ученики понимают, что физика/астрономия – это не только сложный теоретический материал, определения и формулы, но и простые опыты, демонстрации, которые понятны и доступны абсолютно всем.Игра так же является довольно эффективным средством для обучения. Игра намного облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения материала. Она гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.Список литературы1. Степанюк, И. В. Использование игровых технологий на уроках физики / И. В. Степанюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 7.3 (111.3). — С. 21-24.2. Галузо И.В. Астрономические эксперименты: методические рекомендации. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. – 159 с.3. Игумнова Е.А. Квест-технология в образовании: учеб. пособие /Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 164 с.4. Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями: Учебное пособие. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 240 с.