Публикации «Развитие математических способностей дошкольников: проблемы и пути их решения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие математических способностей дошкольников: проблемы и пути их решения»
Автор: Ктоян Вардуи Вайрадовна

«Развитие математических способностей дошкольников:проблемы и пути их решения»ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора. Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога- сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. Как сделать, чтобы дети во время образовательной деятельности были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим. Думаю, вы согласитесь с тем, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний. Методы, используемые на занятиях по ФЭМП .
  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Игровой.
  • Приемы, используемые на занятиях по ФЭМП .
  • Беседа;
  • Вопросы;
  • Описание;
  • Дидактические игры;
  • Показ реальных предметов;
  • Действия с числовыми карточками и цифрами;
  • Упражнения.
  • Образовательная деятельность, организованная в занимательной форме, в форме игры, усваивается детьми быстрее и легче. Однако игра, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала, не соответствующая задачам возрастных особенностей может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. Не всегда учитываем особенности мышления ребенка дошкольного возраста. Для ребенка 2-4 лет характерно наглядно-действенное мышление т.е. мышление, активизирующееся в процессе деятельности. Оно имеет в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. В результате у ребенка формируются определенные представления и понятия. Для детей пятого и шестого года жизни характерно наглядно-образное мышление. Наглядно- образный стиль мышления характеризуется тем, что для его активизации необходимы: наглядный образ, модель, отражающая существенные черты объекта или всех объектов, объединенных данным понятием. И только к семи годам у ребенка формируется абстрактное мышление. Наглядно-действенное или наглядно-образное мышление. И первые слова в этих понятиях – «наглядное». Воспитатель должен помнить, что наглядность–не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний. Правильно подобранный повышает эффективность обучения. Два вида наглядного материала используются в детском саду: демонстрационный, раздаточный. Задачи развития у детей элементарных математических представлений не могут быть решены без правильного планирования и учета работы. Планирование —один из способов управления процессом формирования элементарных математических представлений у детей. План дает возможность целенаправленно и систематически распределять по времени программные задачи и пути их осуществления. Воспитательные задачи планируются с целью формирования у детей дисциплинированности, положительного отношения к учебной деятельности и т. п. Для построения непосредственной образовательной деятельности необходимо:
  • Определить возрастную группу;
  • Составить программное содержание к занятию;
  • Придумать начало, т.е. мотивацию занятия (игровую ситуацию, проблему, интригу занятия);
  • Продумать демонстрационный и раздаточный материал к занятию;
  • Предложить элементы интеграции с другими видами деятельности.
  • Основные ошибки, которые встречались на занятиях по ФЭМП?
  • Многословие, неточность в постановке вопросов;
  • Однообразие наглядного материала;
  • Неверное расположение материала;
  • Использование неэстетичного наглядного материала, не отвечающего педагогическим требованиям.
  • Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. И эта успешность во многом зависит от нас. Нам педагогам необходимо, уделять должное внимание на подготовку детей в этом направление.