Публикации Ознакомление детей средней группы с домашними и дикими животными

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ознакомление детей средней группы с домашними и дикими животными
Автор: Наталья Александровна Чернова

Ознакомление детей средней группы с домашними и дикими животнымиЧернова Наталья Александровна воспитательМДОУ «Детский сад 6 п.Новосадовый Белгородской области Белгородского района»Аннотация. Статья актуализирует процесс ознакомления детей дошкольного возрастас дикими и домашними животными с учетом современных реалий. Рассмотрены цели, задачи,методы и формы работы по ознакомлению дошкольников с миром животных..Ключевые слова: дикие и домашние животные, средний дошкольный возраст,образовательная деятельность.Обращение к процессу ознакомления детей дошкольного возраста с домашними идикими животными обусловлено рядом причин. Во-первых, животных итак мало – они составляют всего лишь два процента от всего живого на земле – а отмечаемый в последнее время низкий уровень экологической культуры населения планеты привел к резкому сокращению численности некоторых видов диких животных, например, амурских тигров и белых медведей. Во-вторых, нередко в средствах массовой информации встречаются сообщения о бессердечном, порой жестоком обращении с животными, как среди взрослых, таки детей. В-третьих, многие люди содержат дома разных животных, как диких (лисы, рыси идр.), так и домашних (кошки, собаки и пр.). И вроде бы заводят их с любовью и желанием заботиться о них, однако, безответственное отношение к животным нередко приводит к тому, что-либо условия содержания не соответствуют привычным для них условиям, либо просто надоедает ухаживать за ними, в итоге животных приходится отдавать в специализированные питомники, либо они просто оказываются на улице, увеличивая и без того большое количествобездомных животных.В этой связи мы считаем важным с самого раннего возраста пробуждать у детей интерес и любовь к животным. При этом мы преследуем несколько целей: 1) формирование правильного, рачительного отношения к животному миру; 2) развитие высших нравственных чувств (гуманизм, справедливость), предполагающих активную, действенную позицию ребенка в отношении животных (помощь, защита, забота и т.п.). Достижение этих целей возможно путем решения воспитательных задач: 1) формирование представлений о животных; 2) развитие эмоционально-положительного отношения к животным; 3) воспитание нравственного поведения в природе. Степень сформированности у детей гуманных чувств к животным определяется, по Е.И. Золотовой, следующим: 1) интерес к разным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках; 2) знание и выполнение правил обращения с живым существом; 3) осознание необходимости охранять и заботиться о животных; 4) желание и умение ухаживать за живым существом; 5) эмоциональность восприятия и общения с животными [1].Процесс ознакомления дошкольников с животными можнокогнитивном и поведенческом уровне. Так, когнитивный аспект подразумевает получение знаний: 1) о самом мире фауны, его представителях (начиная с названия, характерныхвнешних признаков, особенностей поведения до некоторых форм приспособления к среде); 2)о возможных формах взаимодействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ним, его защите). На поведенческом уровне, к сожалению, возникают трудности. Во-первых, в современных детских садах отсутствуют уголки природы, где ранее можно было содержать как диких (ежей, кроликов и др.), так и домашних (крыс, хомяков, кошек и пр.) животных. Во-вторых, в городах нет возможности наблюдать за дикими (лиса, заяц и пр.) идомашними (коровы, овцы и пр.) животными.Тем не менее, согласно общеобразовательным программам дошкольного образования процесс ознакомления воспитанников с домашними и дикими животными предусматривает использование следующих педагогических методов и форм: 1) в условиях специально организованной образовательной деятельности (ознакомление с животными посредством рассматривания иллюстраций и/или слайдов с животными, определение связи животного с человеком, объяснение значения животного); 2) в повседневной жизни (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы с последующей беседой, игры).Предполагается, что в среднем дошкольном возрасте детей необходимо познакомитьсо строением и поведением животных, развивать у них умение выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигаются, отдыхают.Руководствуясь вышесказанным, мы включаем в свою работу по ознакомлениювоспитанников средней группы с домашними и дикими животными ряд мероприятий. Так, реализация образовательной области «художественно-эстетическое развитие» предполагает следующее: аппликация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка», работа со строительным материалом «Сарайчики для домашних животных», рисование «Кошкин дом» по произведению Б. Заходера «Кискино горе», лепка «Козленочек» и т.п. В ходе реализации образовательной области «познавательное развитие» с детьми проводятся беседы по темам «Обитатели скотного двора», «Умеешь ли ты обращаться с животными?»,организуется образовательная деятельность по темам «Еж готовится к зиме», «Дикиеживотные зимой», «Хищники и травоядные» и т.п. Образовательная область «социально-коммуникативное развитие» включает в себя использование игровых образовательных ситуаций «Мы едем в зоопарк», «Зверюшки, навострите ушки», дидактических игр «Кто в домике живет?», «Кто чем питается?», «Кто где живет?» и пр. В ходе реализации образовательной области «речевое развитие» у детей развивается умение составлять рассказы по картинам, например, «Лиса с лисятами», «Лесные обитатели – звери» и пр.Таким образом, дети среднего дошкольного возраста приобретают определенныегруппы знаний о животном мире: во-первых, знания, расширяющие кругозор детей испособствующие их интеллектуальному развитию; во-вторых, знания, определяющие правила поведения в природе, нормы нравственного отношения к животным. Связующим звеном между этими группами знаний является подведение дошкольников к осознанию понятия «животное» – это живое существо, которое дышит, питается, передвигается, растет.ЛИТЕРАТУРА1 Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных; под ред. Н. Ф.Виноградовой. – М. : Просвещение, 1988 – 159 с.