Публикации Творческая деятельность учителя начальных классов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческая деятельность учителя начальных классов
Автор: Палец Оксана Петровна

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВАннотация. В статье показаны размышления о творческой деятельности учителя начальных классов, раскрыто понятие «педагогическое творчество», рассмотрены его характеристики. Учитель должен самое главное искренне любить свою профессию, уважать и заботится о детях.Ключевые слова: педагогическая деятельность, творчество, инновационная деятельность, учебный материал, умение учиться.Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет, и одобряет» ( Н.Рерих).Актуальность статьи. Мы – учитель начальных классов. Мы – первые учителя. От нас зависит, как сложится школьная жизнь детей. Только творческий подход, уважение, любовь, доверие к детям помогут увидеть в каждом ребенке личность, создать взаимопонимание. Учитель – это уникальная профессия, она является одной из древнейших и остается востребованной и сегодня. Учитель – важный и необходимый человек в жизни каждого ребенка. Сегодня мало быть учителем, нужно быть творческим учителем. Учитель должен обладать внутренним стержнем, талантом. Н.А.Бердяев писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни…Творческий акт человека не может целиком определиться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт»[2, с. 211] .Творчество это что-то новое, это реорганизация имеющегося опыта и формирование новых знаний, умений. Приведу признаки, которые характеризуют педагогическое творчество:
  • наличие творческой задачи или противоречия проблемной ситуации;
  • личная и социальная значимость;
  • наличие социальных и материальных условий, предпосылок для творчества;
  • наличие личностных предпосылок для творчества;
  • новизна и оригинальность процесса.
  • Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме. Педагогическое творчество остается в центре внимания во все времена. На творческую деятельность учителя, его творческий характер, обращали внимание выдающиеся педагоги прошлого: И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. В наше время исследованием занимаются А.Е. Кондакова, Я.А.Понамарева, Н.В.Кузьмина, Е.В.Бондаревская, С.Н.Лысенкова, А.В.Хуторской.Цель статьи. Данная статья должна убедить в том, что учительство и творчество неразделимы, взаимосвязаны между собой. Изложение основного материала. Современный учитель немыслим без творческого подхода к работе. С точки зрения философии творчество – это деятельность человека, которая преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности. Различают как психологию, так и педагогику творчества. Психология творчества – это область знаний, которая изучает созидание человеком нового, полезного и необычного в различных сферах деятельности. Педагогика творчества – это наука о педагогической системе, связанных между собой двух видов деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в общении деятельности.Творчество:т- труд;в – вдохновение;о – оригинальность;р – развитие;ч – чувство;е – единство целей и задач;с – созидание;т – талант;в – время;о – основа педагогической деятельности.Цель педагогического творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая направленность на творческий стиль в различных видах деятельности или в одном. Педагог – образец для подражания, побуждающий детей следовать за ним [ 5 ]. К.Д.Ушинский называл педагогику искусством воспитания. Искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества. А.С.Макаренко говорил о том, что не может быть хорошим воспитатель, у которого не поставлен голос, который не умеет правильно стоять, сидеть, ходить, выражать радость или неудовольствие. Вместе с тем, он отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством. Сфера творческой деятельности педагога широка и может проявляться в подходе к каждому ученику, к выбору методов и приемов обучения, а еще и в отношении к предмету, к подаче материала. Девиз нашей работы: «Учение должно быть с увлечением, но не с мучением.» Стараемся так давать учебный материал, чтобы дети были заинтересованы в его усвоении и получали бы удовлетворение от положительного результата своей учебной деятельности. Уроки нужно проводить в увлекательной форме. Ведь главное - это научить ребенка учиться, развивать ум, речь, воображение, творческие способности. Следует подбирать такие задания, которые требуют от ученика не просто механического выполнения, а чтобы заставляли думать, мыслить, анализировать, делать выводы. Типы творческих ученических работ:
  • исследование (эксперимент, серия опытов, собственное решение научной проблемы);
  • сочинение (стихотворения, сказки, задачи. составление словарей);
  • художественное произведение;
  • техническое произведение (поделка, модель, макет);
  • зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование);
  • педагогическое произведение;
  • методологическое произведение.
  • Проанализировав деятельность учителей, мы пришли к выводу: единственное и неповторимое, что создают в своей работе учитель – это урок. Именно урок является главным продуктом творчества педагога. Творчество педагога направлено на то, чтобы сделать единый урок для всего класса и для каждого ученика в отдельности. Поэтому, прежде всего педагог должен быть личностью творческой, профессиональной, любящим детей. Без творчества нет учителя. Ведь учитель – это не профессия, это образ жизни. Современная жизнь требует от учителя постоянного профессионального роста, развития, творческого подхода к своей работе.Главными признаками педагогического творчества являются:
  • оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
  • создание нового или усовершенствование иже известного;
  • взаимосвязь творчества и самосозидания.
  • Творческий педагог – это исследователь, который обладает такими качествами:
  • высоким уровнем педагогического мастерства;
  • научным психолого - педагогическим мышлением;
  • определенной исследовательской смелостью;
  • развитым педагогическим чутьем и интуицией;
  • критическим мышлением;
  • потребность в профессиональном росте, саморазвитии.
  • Мотив к совершенству есть у каждого педагога. В наше время каждый педагог должен быть готов к творческой деятельности. Это прежде всего залог его успешности, а значит и востребованности. Только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика. Форм активизации учительского творчества сейчас достаточно. Частично учитель свободен в выборе технологий, учебных пособий, у него есть широкие возможности заниматься инновационной деятельностью, проектной, исследовательской работой. Но все формы доступны только тем, кто способен к постоянному самообразованию. Восточная мудрость гласит: посмотри внутрь и увидь там секрет. Секрет успеха учителя – готовность к творческой деятельности, к ревизии своего опыта. Важнейшим условием творческой деятельности педагога является формирование у него потребности к самообразованию. Саморазвитие – это результат профессионального творчества [4, с. 96]. Ведь самообразование учителя – залог его мастерства, его творчества, профессиональной компетентности. Не секрет, что новая школа сегодня – это по-новому работающий учитель, проявляющий творчество. Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-творца, профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития. У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессионализма, сформирована способность строить свою педагогическую линию, вырабатывать и обогащать свою творческую программу, согретую умом и уважением к ученику.Творческий учитель тот, кто:
  • преподает увлеченно, творчески планирует свою работу;
  • свободно ориентируется в современных педагогических идеях, технологиях;
  • уважает личность ученика;
  • дифференцирует объем и сложность заданий;
  • побуждает учащихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения весь класс;
  • развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития;
  • содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления.
  • Ни в одной профессии личность человека не имеет такого значения, как в профессии педагога [1, с. 69]. Учитель – творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному решению любых ситуаций. Педагог – образец для подражания, побуждающий детей следить за ним.Чтобы уверенно подниматься по лестнице педагогического мастерства, педагогу нельзя быть как все, он должен искать себя, свой стиль работы, раскрывать свое творчество. Творческий подход к работе, подлинное мастерство предполагают индивидуальный стиль деятельности учителя, в котором реализуются наиболее сильные стороны его личности. В учебном процессе всегда своеобразно сплавлено нормативное и творческое, обязательно вариативное, типическое и индивидуальное. Прелесть творчества в новизне, неповторимости, оригинальности подходов и средств. И если задуманное удается учителю, он испытывает высокое удовлетворение от результатов своей работы. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.Опыт профессиональной педагогической творческой деятельности может быть приобретен в результате разрешения ряда ситуаций, развития интеллектуальной активности педагога, познавательной мотивации. Понимание педагогического творчества способствует установки на внедрении креативного и чего-то нового в педагогический процесс. Творческое отношение педагога к своей профессиональной деятельности обеспечивает его личностную самореализацию. Выводы. Учитель – это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный учитель – это творческий учитель.Список литературы:
  • Батуринов Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 1998 г.- 176 с.
  • Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека/Н.А.Бердяев. – Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2002. – 688 с.
  • Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М. : Педагогика, 1987 г.- 160 с.
  • Роботава А.С., Леонтьева И. Г. Введение в педагогическую деятельность, М. : Издательский центр «Академия», 2002 г.- 208 с.
  • Черкесов Б.А., Лобода О.Б., Учитель XXI века: какой он?// Успехи современного естествознания. – 2015 г. - № 1-2., с.305-310.