Публикации "Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики". Из опыта работы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики". Из опыта работы.
Автор: Диденко Наталья Сергеевна

Автор: Диденко Наталья Сергеевнаучитель математики МКОУ Старокриушанская СОШПетропавловский районВоронежская областьТема: «Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики». Из опыта работы.Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимо выбрать такие формы деятельности, при которых обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом, а также сделать так, чтобы учебный процесс был для них интересным, занимательным, современным.Свою работу по формированиюучебно-познавательной компетенции реализую через использование следующих приёмов преподавания:
  • использование исторических сведений, высказываний;
  • создание проблемных ситуаций;
  • применение элементов занимательности на уроках математики;
  • применение задач практической направленности; 
  • нестандартные уроки и мероприятия.
  • Первое направление на пути формирования учебно-познавательной компетенции заключается в использовании исторических сведений на уроках математики, причём оно содержит в себе не только учебно-познавательный, но и воспитательный потенциал, которым обладает история науки. Практика работы с историей математики показывает, что именно при помощи истории науки, которая методически правильно включена в содержание урока, можно формировать у учеников представления о математике как части общечеловеческой культуры. Нужно заметить, что история науки дает возможность показать школьникам при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникала и развивается в связи с практической деятельностью человека. «Историю изучают, во-первых, потому, что интересно,во-вторых, потому, что она наполняет жизнь человека смыслами, и, наконец, она просто развивает» Марк БлокТак в свои уроки часто включаю «Исторические минутки», то есть предлагаю обучающимся найти сведения из истории математики самостоятельно. С большим интересом шестиклассники делают сообщения про дроби, пропорциональные зависимости, число пи, возникновение знаков «+», «–» при изучении положительных и отрицательных чисел, 7 класс «Из истории степени с натуральным показателем» и т.д. В своих сообщениях школьники знакомят своих одноклассников с различными учеными математиками и их открытиями. Многие учащиеся пользуются компьютерными технологиями при составлении и оформлении работ. Используют электронное сопровождение в виде презентаций.Большой интерес у обучающихся вызывают старинные задачи, например:
  • Пример одной задачи знаменитого индийского математика12 века БХАСКАРЫ:
  • Обезьянок резвых стаяВсласть поевши, развлекалась. Их в квадрате часть восьмая На поляне забавлялась.А двенадцать по лианам …Стали прыгать, повисая…Сколько было ж обезьянок, Ты скажи мне в этой стае?Особое внимание уделяю эпиграфам к уроку. Это может быть шуточное стихотворение или высказывание ученых, философов, а также народные мудрости, пословицы и поговорки. Так, например, начиная урок с китайской народной мудрости: «Если не признаёшь своей ошибки, значит сделаешь другую» или «Поспешность губит дело», «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». ( А. Франц.) Учащиеся объясняют смысл этих высказывании.Таким образом, разрабатывая систему заданий в данном направлении, еще раз убеждаюсь в ценности элементов истории математики для развития познавательного интереса школьников. Второе направление на пути формирования учебно-познавательной компетенциисоздание на уроках проблемных ситуаций, оказывающих влияние ещё и на моделирование умственных процессов. Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Распознание проблемы, которая может быть решена и достойна решения, есть тоже своего рода открытие.М. Полани.При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий, знания не сообщаются в готовом виде. Я побуждаю учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. Побуждаю детей применить формулу: «Проблемы мне даются для самосовершенствования». Примеры проблемных ситуаций на уроке: При изучении темы «Площадь треугольника» в 8 классе, я даю проблемное задание: «Как найти площадь прямоугольного треугольника, используя правило нахождения площади прямоугольника?» Ребята определяют нужную формулу из того, что нужно разделить прямоугольник диагональю, и получим два равных прямоугольных треугольника. Создание противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа решения. При изучении темы “Сравнение чисел“ ученикам возможно задание. Отметьте на прямой числа: -5; -7; -2; -10; -3; -2; -18; -6.Сравните: -5 и -3; -12 и -2 ; -7 и -6; -5 и -10; -18 и -9; -3543 и -2759.Перед изучением теоремы о сумме внутренних углов треугольника, им предлагается построить треугольник по трем заданным углам. Учащиеся знают что, это возможно, и умеют выполнять такие задания. Они задаются вопросом: «Какими должны быть углы, чтобы можно было построить треугольник?»Положительными моментами создания проблемных ситуаций стали активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность.В учебной работе наряду с проблемными ситуациями целесообразно применить и проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками. Подать ошибку можно по-разному. Так как для лучшего запоминания, ошибку нужно не только осознать, но и «пережить», т.е. сопроводить положительной эмоцией.Третье направление на пути формирования познавательной компетенцииприменение элементов занимательности на уроках математики. Занимательная задача – это настоящая математическая задача, только с неожиданным или, как сейчас принято говорить, нестандартным решением. Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету. В таких задачах математика предстаёт перед обучающимися новой гранью. Предмет математики настолько серьёзен,Что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным.Блез ПаскальУроки я начинаю с устной работы, которую провожу в различных формах например: - игровое задание «Прочти слово». На доске рядом с примерами записаны ответы, закодированные буквами. Учащиеся устно решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву – код, соответствующую верному ответу. Правильно составленное слово дает ребенку оценить себя.- игра «Смотри, не ошибись!» Её использую при отработке знаний по теме «Формулы сокращенного умножения» в 7 классе. Учащимся предлагается заполнить пустые клетки. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу и также оказывают существенную помощь в изучении нового материала. 80% учебного успеха детей зависит от умения выдавать домашние задания. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей. Я предлагаю детям творческие домашние задания. По определенным темам уроков предлагаю: составить кроссворд, с целью самостоятельной проработки теоретических знаний; Элементы занимательности оживляют уроки, внедрение их в учебный процесс вызывают активную деятельность школьников, стимулируют их мышление, заставляют более осознанно и глубоко вникать в изучаемый материал, а самое главное учат применять полученные знания на практике, прививают интерес к предмету, позволяют легко (и незаметно для учащихся) учитывать индивидуальные особенности каждого.Четвёртое направление на пути формирования учебно-познавательной компетенции – применение задач практической направленности. Так, обучающиеся должны хорошо понимать, что изучаемый ими материал имеет широкое практическое применение. Поэтому очень важно предлагать им «жизненные задачи». Всегда практика должна бытьвоздвигнута на хорошей теории, ворота которой – перспектива. Леонардо да ВинчиНапример, найти более выгодную покупку при различных ценах и скидках (задачи на проценты) или начертить план комнаты, участка, используя масштаб.Эти работы позволяют соотнести изученные математические темы с реальной действительностью.Работая в 5 классе, провожу практические работы. Дети хорошо запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то рисовал, чертил, закрашивал, вырезал, то это что-то само по себе станет опорой для его памяти. Например, практическая работа по теме «Дроби»:
  • Начертить квадрат, занимающий 4 клетки тетради. Разделите его двумя разными способами пополам. Закрасить ½  часть квадрата, ¼ часть квадрата.
  • Начертить 2 прямоугольника размером 10 на 6 клеток. Первый разделить на 10 частей и закрасить 4/10 части прямоугольника, второй на 5 частей и закрасить 2/5 части. Можно ли утверждать, что закрашенные части равны?
  • Начертить отрезок длиной 6 см. Обвести карандашом 2/3 отрезка.
  • В 5-6 классах включаю мини-исследования на основе изучения геометрического материала. Предлагаю задание-исследование: «Определение зависимости длины окружности от радиуса». Результатом экспериментальной деятельности с помощью реальных, доступных шестикласснику предметов (нитка, посуда, имеющая форму цилиндра) становится приближенное значение числа π. Эти работы позволяют соотнести изученные математические темы с реальной действительностью.Пятое направление на пути формирования учебно-познавательной компетенции заключается в проведении нестандартных уроков и мероприятий. Это уроки-сказки «Путешествие в страну геометрических фигур», уроки-игры «Вертушка», «Математическая эстафета», «Математический бой». Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 5-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В школе большой популярностью пользуются недели математики, где обучающиеся решают и составляют кроссворды и ребусы, соревнуются в решении задач в викторинах, принимают активное участие в таких мероприятиях, как «Конкурс на лучшую математическую газету», «Математический утренник», «Звёздный час» и др. Мои ученики с большим удовольствием участвуют в таких коллективных делах.Хотелось бы отметить, что с применением в обучении выше перечисленных направлений, для большинства школьников математика перестала быть «страшным» предметом, на новый уровень выходит познавательный интерес, продуктивный и креативный уровень коммуникаций учителя и ученика в образовательном процессе, общий уровень обученности и образования обучающегося в целом.Полученный опыт позволяет сделать вывод, что используемые формы, методы, приёмы работы по формированию у учащихся учебно-познавательных компетенций на уроках математики достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.Э. ХаббардРазвитие общества сегодня диктует необходимость использовать инновационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен в своей деятельности использовать технологии, формирующие учебно-познавательную компетенцию, т. к. главная задача школы — воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.