Публикации ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Автор: Худякова Татьяна Александровна

Т.А Худякова,инструктор по физической культуреМБДОУ детский сад «Теремок» п. Коноша, Архангельской области, Коношского района Воспитание в современной образовательной средеФормирование жизнеспособной и дееспособной, свободной и творческой личности с положительной системой ценностей и качественной социальной функцией не возможно без создания соответствующей стимулирующей учебно-воспитательной среды в образовательных детских учреждениях. Образовательные учреждения, как часть структуры общества, представляют собой общественные организации институционального характера, призванные выполнять воспитательные функции. К социальным свойствам организации относятся организационные цели и функции, мотивация, стимулирование и эффективность результатов. Социальные свойства образовательных организаций формируют социальную среду, в которой функционируют социальные группы, нормы и отношения. По большому счету оразовательные учреждения – это социальные системы открытого типа, создающие формальные и неформальные отношения как внутри организации, так и с другими партнерами.Будущая интеграция детей в общество и их активное участие в обновлении всей страны, связано с совершенствованием задач, приоритетов и технологий уже сегодня. Новые вызовы современности двум главным социальным институтам – образовательной системе и семье – уже кричат о необходимости реформирования стратегий и подходов, более адекватных методов и форм построения партнерства образовательных учреждений с внешним окружением. Анализ социально-педагогической практики показывают, что:
  • Произошел крах системы ценностей учеников, родителей, учителей.
  • Экономические и социальные трудности мешают многим семьям обеспечить элементарное образование и воспитание своих детей.
  • Образование не является ценностью для многих семей и их детей.
  • Кризис семьи как социального института и нестабильность семейной среды негативно сказались на ее воспитательных функциях.
  • Возросшая свобода в партнерских отношениях привела к нежеланию, неподготовленности и безответственности многих молодых людей к восприятию семьи как личной и общественной ценности, к непониманию и даже отрицанию своих родительских функций и обязанностей.
  • Педагогические коллективы не применяют дифференцированный подход и достаточно эффективные стратегии взаимодействия с разными типами семей, направленные на формирование у детей положительной ценностной ориентации и устранение отрицательной.
  • Между школой, детским учреждением и семьей часто возникают отчужденность, сомнения и взаимные упреки, связанные с воспитанием детей, характером их ценностных ориентаций и поведения. Хотя родители, воспитатели и все общество имеют общие цели и интересы в отношении формирования и реализации ребенка, зачастую создание плодотворного партнерства представляет собой сложную проблему из-за накладывающихся друг на друга взаимного недоверия, подозрительности, неприязни, не редко доходящей до конфликтов. Для этого существует ряд реальных препятствий и причин: разные запросы и ценности семей, постоянная нехватка времени, не одинаковый социальный статус, в последнее время все актуальнее этнокультурные различия. Изменения в образовании, новые стратегии преподавания, смена приоритетов в семье и в детях настоятельно требуют нового вида партнерства между педагогами, родителями, неправительственными структурами, властями, учреждениями культуры, и, наконец, церковью.Партнерство особенно сложно, но еще более необходимо для семей группы риска (с социальными, эмоциональными и психологическими трудностями), а также для детей разной этнической принадлежности, с особыми образовательными потребностями, с девиантным поведением, с проявленными негативными ценностями. Сотрудничество семьи и детско-воспитательного учреждения является одним из важнейших условий достойного воспитания подрастающего поколения. Социальное партнерство как процесс и явление активно развивается с 50-60-х годов ХХ века. Он связан с представлениями о социальной справедливости и является одним из приоритетных направлений в теории и практике социального управления в целом. Однако, в специальной литературе социальное партнерство определяется неоднозначно:
  • Тип социальных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и властными структурами [4, с. 189-190].
  • Особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов [2, с. 206].
  • Механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями работников и работодателей [5, с. 89].
  • Форма взаимодействия различных субъектов общества (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и т.п.), позволяющая им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные пути их реализации [3, с. 111].
  • Но мне более близка формулировка Г.П. Зинченко [с. 156], она заявляет, что «Социальное партнерство – это одна из форм социального взаимодействия, выражающая его стабилизирующую, консолидирующую и гармонизирующую функции». И, действительно, в этой формулировке понятие «социальное партнерство» отражает характер и содержание отношений между людьми, группами и любыми социальными институтами как постоянными носителями различных видов деятельности, т.е. отношения людей, различающихся и по статусу, и по ролям, и по функциям.Современные цели и приоритеты системы образования требуют обновления как механизмов управления партнерством, так и новых партнеров для их реализации. В современных условиях гражданского общества на образовательный процесс оказывают влияние: Интернет, неправительственные организации, бизнес, и даже религиозные секты. Современная школа, дошкольное, внешкольное и социально-педагогическое учреждения представляют собой особо сложные, в высшей степени открытые системы, с многочисленными и разнообразными прямыми и обратными связями между отдельными элементами. Влияние социальной среды на образование и воспитание может быть как стихийным, неорганизованным, нецеленаправленным, так и организованно-целенаправленным.Взаимопроникновение и синтез между образованием, наукой, художественной культурой и средствами массовой информации, пожалуй, самое важное условие и предпосылка полной реализации социальных функций и повышения качества образования. Важно обеспечить ребенку разнообразную среду, практически целесообразную, познавательную и игровую, насыщенную общением и взаимодействием не только с другими взрослыми и сверстниками, но и с внешним миром, где их ждут наука, культура и просто жизнь.Поэтому взаимодействие и сотрудничество образовательной системы с факторами социокультурной среды и семьей представляет собой не только целенаправленный и сложный процесс взаимовлияния, необходимое условие повышения качества и результатов образовательной деятельности. Партнерские отношения между учителями и учениками, родителями, властями, пользователями кадров, учреждениями культуры, общественными организациями, церковью способствуют разделению ответственности за воспитание и образование детей и подростков.Целью социального партнерства является поддержка процесса модернизации образования и создать такую ​​социальную среду, которая поддерживает процесс повышения качества образования, сохранив при этом лучшие традиции классической русской школы. Новые социально-экономические реалии требуют понимания и продолжения не только добрых образовательных традиций, но и обогащения современными моделями социального партнерства в образовательном пространстве. В связи с чем, мне бы хотелось предложить строить партнерские отношения между образовательной и общественными организациями, и, в частности с семьей воспитанников, руководствуясь положениями, что:
  • у взаимодействующих сторон существуют «группы интересов», преследующих не только противоположные, но и совпадающие цели.
  • отношения взаимодействующих сторон ориентированы на достижение взаимовыгодного «баланса интересов» по ​​пути согласия, а не конфронтации.
  • цивилизованное решение спорных вопросов достигается только при непосредственном и равноправном участии заинтересованных сторон.
  • обязательность и равная ответственность сторон за выполнение добровольно принятых решений (возможно даже подписание договоров для их реализации).
  • Только при взаимном уважении, соблюдении правил «игры», важнейшая миссия учебно-воспитательных и педагогических учреждений сможет задать направление, выстроить организацию, осуществить координацию, и уберечь от негативных внешних воздействий среду, в которой растут наши дети. Список информационных источников
  • Зинченко Г.П. Социальное партнерство. – М.: Издательство: «», 2009. – 224 с.
  • Одегов Ю.Г.  Аутсорсинг в управлении персоналом: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Долженкова, С.В. Малинин. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 389 с.
  • Партнерская сеть школ устойчивого развития: межрегиональное сотрудничества и устойчивые изменения: сбор. науч.-метод. матер., рекоменд. и опыта. / Под ред. Н. Н. Кошель и С. Б. Савеловой. – Минск: Полиграфическое частное унитарное предприятие «Ризондис», 2014. – 149 с.
  • Полушкина Т.М., Коваленко Е.Г. Социология управления: учебное пособие. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 258 с.
  • Якимова О.Ю. Социология управления: учебное пособие. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 264 с.