Публикации Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек».
Автор: Голикова Наталья Владимировна

СтатьяПовышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек».Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщеннымиразвивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. К тому же многие исследования доказывают, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм. Ни для кого не секрет, что существуют и новые технологии, которые позволяют дошкольнику знакомиться с книжной культурой, литературой. Об одной из них я с вами подробнее хотела бы поговорить. Технология Сторисек.  Сторисек - в переводе с английского языка означает «мешок историй». В понимании  автора технологии Нейла Гриффитса, сторисек - это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.Идея Сторисека заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или воспитателей. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, аудиозаписи и др.).        Изобретатель сторисека, Нейл Гриффитс, родился в 1965 году в Лондоне, 13 лет проработал завучем начальной школы, много лет занимал должность работы директора школы. Он является соавтором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автором книг о влиянии игры на ребёнка, разработчиком программ для детских садов и материалов для Центра раннего развития. Нейл Гриффитс создаёт игры, консультирует разработчиков детских игрушек, выступает на телевидении и радио. Им написано более двадцати художественных детских книг, а его книги для взрослых уже начали переводить на русский язык.        По мнению Нейла Гриффитса, обучая ребёнка читать, взрослые должны сами много читать ему вслух. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребёнку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?».В 2004 году состоялся Всероссийский конкурс «Мы и книга». Первое место заняла областная детская библиотека им. В Маяковского из г. Челябинск и наградой послужил комплект книг «Сто лучших британских книг для детей». Среди них оказался комплект с методическими материалами Нейла Гриффится в авторском исполнении и его Сторисек. Молодая библиотекарь Людмила Николаевна Мутав сумела перевести эти материалы и использовать их в работе в библиотеке. Затем технология Сторисек стала популярна в начальной школе и в детских садах.Основная цель Сторисека – получение удовольствия от общения с книгой  и от совместного  чтения.Задачи Сторисека:-позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;-развитие кругозора, пополнение и расширение словарного запаса;-формирование навыков обсуждения художественного произведения и стимулирования интереса к книге;- формирование чувства уверенности ребенка в себе        Каждый мешок историй создают все участники образовательной деятельности – дети, родители, педагоги. Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т.д. Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов. Дети - предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн -проекте по его оформлению.Формы работы со Сторисеком разнообразны, его  можно провести:- НОД (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи;- кружковой работы,- культурных практик;- культурно-досуговой деятельности совместно с родителями, а именно экскурсии в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов,  организация «больницы для книг», проведение недели детской книги, игровая деятельность и т.д.Подготовку к Сторисеку можно разбить на несколько этапов:I этап-подготовительный, который включает в себя:
  • Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек»; согласно программе,  по которой работает ДОУ
  • подготовка мешка для комплекта материалов;
  •       3. подбираются  основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:-игрушки (мягкие, от «киндер-сюрприза», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т.д.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения; (эти реквизиты помогают оживить художественную книгу, развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев)-научно-популярная литература на тему, близкую к художественному произведению (например, к книге «Маугли» - энциклопедия животных); (НП литература   вложена с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке)- аудиокнига по выбранному произведению; (позволяют детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания.-DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению.-дидактические и словесные игры являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, развивают новые  навыки, расширяют словарный запас.         4. Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона,  формирование навыков  обсуждения художественного произведения, социальных навыков и самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание; «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге; «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; «найди пословицу» - подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения; Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам книги.В итоге в каждом «Сторисеке» должно содержаться не менее трех разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.       5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематики книги.         6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».                                           II этап – ПродвижениеНа этом этапе подготавливаются объявления мероприятий по «Сторисекам»; приглашаются родители и педагоги для «вводной беседы»; раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка и т.д.                                                                 III этап – Основной (примерное содержание, которого выглядит так):
  • Работа с художественным произведением
  • -работа с книгой предполагает громкое чтение в группе детей.-организация беседы до, во время и после прочтения книги. Обсудите с детьми: Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? И другие вопросы.-При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.- проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки и сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.- поговорите о реквизитах, спосите детей, кому они принадлежат, как и  когда нужно их использовать. Попросите их подавать вам нужные реквизиты  во время чтения-просмотр мультфильма-слушание аудиозаписи2.работа с научно-популярной книгой-познакомить с книгами, (обложка, содержание, иллюстрации, как нужно ориентироваться  в книге и т.д.)-выписать понравившиеся детям факты, красиво оформите их и раздайте родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.3. Работа с аудиокнигой-организуйте коллективное  прослушивание с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.IV Завершающий этап-передайте «сторисек» на дом.- соберите письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек»-обогащение содержания игровой деятельности, продуктивной деятельность: (рисование, аппликация, лепка), речевой деятельности.           Я познакомлю вас с проведением технологии Сторисек по книге К.Чуковского «Федорино горе» для детей 2-младшей группы (четвертого года жизни). Участниками являлись – дети, родители и педагог.Компоненты мешка:- художественная книга,- мягкие игрушки и атрибуты для игры по сюжету книги,- аудиозапись  сказки «Федорино горе»- д/и “что лишнее?”-д/и “узнай посуду по силуэту” -упражнение “сосчитай посуду Федоры” -д/и “дорисуй узор” -“закончи картинку”С детьми проводилось:- интегрированное НОД “Вслед за посудой Федоры”-эмоциональное чтение книги, заучивание  наизусть отрывков-Аппликация и лепка “Чайный сервиз”-игровая ситуация “подготовим стол к празднику”- инсценировки по произведению- -нравственно-этические беседы и беседы о чистоте и гигиене.- Подвижная  игра «Посуда» (по принципу «У медведя во бору») Таракан сидит на стульчике, остальные дети – посуда. Дети направляются к таракану, говоря слова: «Мы – Федорина посуда, у Федоры было худо. Ой, смотрите, таракан, разбегайтесь по домам».-декоративное рисование “Распиши посуду для Федоры”Таким образом, произошло приобщение, повышение интереса детей и родителей к книге, активизация поисковой, творческой деятельности детей.         Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей и интересов детей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.«Сторисек» для детей 5-6 лет «Что я люблю?» по рассказам В. Драгунского «Денискины рассказы. «Что любит Мишка» 1 неделяКомпоненты:1. Мешок (коробка, чемодан и пр.)2. В. Драгунский «Денискины рассказы»Вопросы по тексту*3. Краткая биография автора4.Аудио рассказы5. Мультфильм 6. Загадки*7. Маски, игрушки прообразы героев рассказов8. Раскраски по рассказам * и карандаши.9.Настольные игры: домино, лото.10. Игра «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге (как домашнее задание с родителями).11. Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.12.Викторина*.*- прилагается в приложении* Приложение2. Вопросы детям после прочтения рассказов:5. Отгадайте загадки Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша … (Ответ: Бабушка)Наряд мой пестрый,Колпак мой острый,Мои шутки и смехВеселят всех.(Петрушка)«Песок» совсем не пляжный, А цвет белобумажный, И за едой подходит мера, Ложка чайная, к примеру! (Сахар)Нос – как хвост, под ним – рога, Каждая столбом нога, Сам огромный, словно дом! Кто это? Конечно …! (Слон)12. ВикторинаНачало формыНачало формы7. Раскраски.«Сторисек» для детей 5-6 лет по рассказу ДЖ.Радари «Дедушка-путаник» 14 неделяКомпоненты:1. Мешок (коробка, чемодан и пр.)2.Краткая биография автора3. Вопросы по рассказу*4.Аудио сказка 5. Загадки*6. Маски, игрушки прообразы героев сказки 7. Раскраски по рассказу * и карандаши.8.Настольные игры: домино, лото.9. Игра «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге (как домашнее задание с родителями).10. Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.*- прилагается в приложении* Приложение2. Вопросы детям после прочтения рассказа:1.Получилось ли у дедушки рассказать внуку сказку про Красную Шапочку?2.А как вы думаете почему?3.Получилась ли у дедушки в результате этой шутки другая сказка про Красную Шапочку?4. Можно ли сказать что сказка получилась совсем новой, не похожей на прежнюю?5. Оком говорилось в этой сказке?5. Отгадайте загадки Сидит на завалинке Даже летом в валенках, Трубочку курит И глаза щурит! (Дедушка)Этот зверь уж очень странный: Шея, как стрела у крана. Чтобы ртом достать до трав, Вдвое сложится … (Жираф)Вот так транспорт, он живой! По названью – гужевой. Он возил в двадцатом веке Дроги, сани и телеги… (Лошадь) 7. Раскраски.