Публикации Исследовательская работа "Доброта в жизни и в сказке"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская работа "Доброта в жизни и в сказке"
Автор: Баширян Елена Игоревна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 21 г. ТаганрогИсследовательский проект на тему:«Доброта в жизни и сказке»Работу выполнил:ученик 1 «Б» классаЛукьянов ЯковНаучный руководитель:Баширян Елена Игоревнаучитель начальных классов,elenabashiryan92@yandex.ru2023 г.Тезисы работыТематическое направление«Добро не уходит на каникулы».Тема работы:«Доброта в жизни и сказке».Актуальность темы заключается в том, что доброта в наше время перестала быть важным человеческим качеством. Мы встречаем всё меньше и меньше людей, обладающих добротой. Всё больше равнодушных, эгоистичных. Ведь все заняты своими делами, своими заботами. Телефоны, компьютеры заменили человеческое общение – в семье у каждого есть мобильный телефон, планшет, все сидят уткнувшись в них. Техника сделала человека зависимым. Проблема душевной теплоты и доброты на сегодняшний день очень актуальна. Гипотеза: я предполагаю, что если знакомиться с добротой, изучать проблему добра и зла на примере сказок, то понимание сути этих категорий будет происходить легче.Цель исследования: раскрыть понятие доброты на примере изучения сказок.Задачи:
  • Анализ литературы и интернет источников.
  • Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках.
  • Проанализировать различные проявления доброты в жизни.
  • Проанализировать противостояние добра и зла с сказках, в чём заключается добро и зло в русских народных сказках.
  • Объект исследования: доброта как качество личности человека.Предмет исследования: понятие доброты в сказке.Методы исследования:
  • Наблюдение за проявлениями доброты в быту.
  • Опрос членов семьи и одноклассников
  • Сравнение и анализ полученных результатов наблюдения и опросов.
  • Проблемные вопросы:
  • Что такое доброта?
  • Для чего нам нужно понимать границы добра и зла?
  • Как может помочь сказка в понимании доброты?
  • Ожидаемые результаты: изучая доброту на примере сказок, ребёнок легче и быстрее начнет понимать ее важность в своей жизни и жизни общества.СодержаниеВведениеЧто такое доброта? Знают ли ребята?Доброта – это когда есть милые котята,Доброта – это когда мамочка смеётся,Доброта – это когда весело живётся!Мне стало интересно понять, что такое доброта. Первый вопрос, который возник в моей голове: «Что же такое доброта? Разве доброта - это добро, когда ты добрый? Или это нечто большее?» И я решил выяснить, что же такое доброта. Я провел опрос в кругу своей семьи, знают ли они что такое доброта и как понимают это слово. Мой брат Фёдор, которому пять лет, ответил, что доброта – это когда ты делаешь хорошее для других. Когда я обратился с вопросом к папе, то он поначалу вошёл в ступор. Он сказал, что трудно сразу ответить на такой простой вопрос. «Доброта – это когда ты ведёшь себя так, как бы хотел, чтобы поступали с тобой» - ответил он. Спросив бабушку, она сказала, что доброта – это милосердие, это сострадание к другим людям, доброе отношение к зверям и птицам. А мама ответила, что доброта – это всё то тёплое и светлое, что случается в моей жизни, и все то хорошее, что я могу дать другим людям. Проведя опрос среди всех своих одноклассников, я отметил следующие высказывания. Так, Ульяна ответила мне, что доброта – это когда люди помогают друг другу, ухаживают, заботятся, любят друг друга. Степан считает, что доброта – это понимание друг друга, это помощь, это то, как ты относишься к людям и близким, любовь и дружба. По мнению Ильи, доброта – это дружба, делиться чем-то, помогать бездомным животным найти дом. Костя тоже считает, что доброта – это дружба, то когда один человек помогает другому просто так.Сравнив полученные ответы, я пришёл к выводу, что в понимании людей, которые меня окружают, доброта – это всё хорошее, что происходит в моей жизни и то лучшее, что могу сделать для других.Я решил выяснить, как раскрывается понятие доброты в словарях. В словаре С. И. Ожегова Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим [1]. В словаре В. И. Даля есть слово Добро веществственно, все доброе. Имущество или достаток. В духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу; название буквы «Д» [2].Проанализировав определения доброты в словарях, я понял, что доброта, добро бывают не только душевным качеством человека, но и его имущество. Добрый человек, это не только тот, который милосердный, но и тот, который богатый.Глава 1.Что такое доброта. Примеры доброты Изучив словари и проанализировав высказывания членов своей семьи, моих одноклассников, я понял и выделил для себя главное. Для меня доброта – это черта характера человека, выражающаяся в его желании совершать положительные поступки, помогать окружающим, сочувствовать им, сострадать. Добрый человек не будет равнодушен к чужой беде, постарается своими действиями облегчить страдания, помочь выйти из затруднительного положения. Доброта проявляется и к людям, и к животным – ко всем, кто может чувствовать боль. Другими словами, доброта ‒ это стремление человека делать добро. А добро ‒ это всё положительное, полезное для других людей, животных.Для каждого человека понятие слова «добро» разное. Услышав его, один подумает о поступках, другой о помощи, третий о какой-то дорогой вещи. Мне кажется, что в современном мире это слово очень сильно подавлено негативом, потому что многие доброго человека считают слабым. Я сам часто страдаю от своей доброты и мне непонятно, почему. Ведь Максим Горький говорил: «человек, который делает , чувствует себя счастливым». Почему же я иногда не могу за себя постоять, когда меня бьют другие дети? Я старший ребенок в семье и моя мама учила меня, что нельзя бить маленьких, они еще не понимают, что делают больно. И теперь часто не могу постоять за себя. Я решил выяснить, где проходят границы того, что считать добротой. Для этого существует понятие зла. Добро и зло неотделимы друг от друга, только вместе проявляют самих себя. Я рассмотрел такую ситуацию, которая часто случается у нас в семье. В моей семье живут кот Дымок и кошка Тучка. Мы их очень любим, особенно бабушка и брат. Они готовы кормить их постоянно, а котам в радость, они не отказывается от еды, им нравится, что о них заботятся. Коты у нас стали толстыми и привередливыми в еде. Это хорошо? Мы же заботимся о них, проявляем доброту. Но оказывается, что ее слишком много, доброты. Она превращается в зло по отношению ко здоровью животных. Для того, чтобы понимать что такое доброта, чтобы видеть четкие границы добра и зла, нужно учиться. Так как доброта – это черта характера человека, то ее можно развить. Что поможет нам развить в себе доброту? Самое главное – это пример близкого человека. Когда ребенок видит перед собой то, с какой добротой, любовью и заботой относятся папа и мама друг к другу, к своим чадам и родителям, то сам стремится к такому же поведению. Ведь не зря в народе живет такой призыв: «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».Доброта – это созидательная сила. Без доброты не может существовать мир. Я решил выяснить, какие качества личности делают человека добрым? Я проанализировал такие понятия как доброжелательность, отзывчивость, бескорыстие, честность, жизнерадостность, верность, сострадание, сила воли, разумность, милосердие, мудрость, справедливость.Доброжелательность – от фразы "желающий добра", другими словами это приветливый человек.Отзывчивость – готовность оказать помощь.Бескорыстие – отсутствие стремления к наживе, личной выгоде.Честность, или правдивость – искренность по отношению к другому человеку в речах, поступках, действиях.Жизнерадостность – оптимистическое отношение человека ко всему: к обстоятельствам и трудностям.Верность – преданное отношение к партнеру, работе, идее и т. д.Сострадание, сопереживание, сочувствие эмоциональное состояние, выражающееся в понимании чужих несчастий.Сила воли – психическое состояние, при котором человек способен управлять своими поступками для достижения определенных целей.Разумность – способность принимать верное или правильное решение.Милосердие доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность к оказанию помощи.Мудрость – степень освоения знаний и жизненного опыта и способность их применения.Справедливость – правильное принятое решение или верный поступок [3].Чтобы ярче понимать суть каждого доброго качества характера, нужно знать и понимать, какие качества им противостоят. Изучив словари, я вывел для себя противоположные качества вышеперечисленным положительным чертам характера: доброжелательность – нелюдимость; отзывчивость – ненависть; бескорыстие – меркантильность; честность – лицемерность, лживость; жизнерадостность – уныние; верность – предательство; сострадание – безжалостность, сила воли – слабость, разумность – глупость, милосердие – свирепость, мудрость – тупость, справедливость – пристрастность.Глава 2.Доброта в сказкахЯ думаю, что самый лучший учитель в жизни человека – это его собственный опыт. Но очень часто он может дать печальные результаты. Чем старше становится человек, тем он больше приобретает жизненного опыта и, возможно, мудрости. Мы, дети, в силу своего малого жизненного опыта очень наивны и беспомощны в суждениях о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вот и я не смог сразу понять, в чем заключается моя проблема, почему я не могу давать отпор обидчикам? Книга – самый лучший советчик. Я решил проанализировать как в сказках раскрывается проблема доброты, добра и зла. Выбор мой не случаен – именно с русской народной сказкой ребенок знакомится в первую очередь, они очень легко воспринимаются на слух, близки по духу. В русских народных сказках я часто вижу встречу добра и зла. Чаще всего добро побеждает, а зло остается ни с чем. Конечно, не во всех сказках добро побеждает. Бывает и наоборот. Но в таких случаях сказка несет в себе поучительный момент, читая ее, я получаю опыт того, что если сделать что-то плохое, может в конце это зло обернуться против нас самих. Приведу пример сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» [4], где отрицательный персонаж бабки – злой, завистливой, жадной – остался у разбитого корыта. Персонаж деда вроде бы добрый – он послушный, жалостливый. Но эти качества личности только поспособствовали усилению злых качеств бабки. Прочитав эту сказку, я пришёл к выводу, что нельзя быть жадным, злым как бабка, но и нельзя быть слабохарактерным, безвольным как дед.Далее я рассмотрел русскую народную сказку «Заюшкина избушка» [5], и увидел в ней ярко выраженные ситуации, раскрывающие добро и зло. Отрицательный персонаж лисы и положительный петушка. Лиса – коварная, злая, хитрая. Заяц – добрый, наивный. Медведь, волк, собака – положительные персонажи, но пассивные – они попытались помочь зайцу, но испугались и убежали. И только петушок оказался самым смелым, добрым, обладал силой воли, смог вернуть зайцу избушку, выгнав лису. В русской народной сказке «Морозко» [6] злая мачеха и завистливая сводная сестра творят зло. Они заставляют отца увезти Настеньку в лес и «оставить там, на съедение волкам». Добрый персонаж Морозко помогает падчерице. Настенька трудится в доме у Морозко. Итог сказки таков – труд Настеньки и доброе отношение вознаграждены. Зло получает по заслугам. Слишком сильная любовь мачехи к родной дочери сделала сводную сестру ленивой, жадной, некрасивой. А безвольный поначалу отец становится решительным. Как я увидел, этой сказке добро полностью побеждает зло, персонажи очень ярко представляют те или иные черты характера.Очень поучительно произведение Г. Х. Андерсена «Снежная королева» [7], где на примере двух детей автор раскрывает такие качества личности как послушание – своеволие, доброта – злоба, зависть – великодушие.Проанализировав несколько сказок, я пришел к выводу, что на их примере, начинаешь лучше понимать, что такое добро и зло; сравнивать поступки персонажей и героев, делать выводы, что такое хорошо и что такое плохо. В моей семье есть такая традиция. Каждый вечер перед сном папа читает мне рассказы и сказки. Так я познакомился с народными сказками, с творчеством В. Г. Сутеева, К. Чуковского, Г. Х. Андерсена. Нет ни одного дня, чтобы мы с папой не читали. После того, как мы завершаем тот или иной рассказ, папа задает мне вопросы: о чём был рассказ? Кто главный герой? Он злой или добрый, почему ты так думаешь? Как нельзя поступать? Чей персонаж тебе понравился? Все это способствует тому, что я лучше стал понимать, что является добротой.ЗаключениеСказки – умные, добрые и весёлые. И выбор мой не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Изучив и сравнив понятия добра и зла, я пришёл к выводу, что в русской народной сказке в достаточно яркой форме выражены образы добра и зла. Русские народные сказки всем знакомы с детства. Они очень легко читаются, они интересные и поучительные. А.С.Пушкин писал: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Для нас, людей двадцать первого века, сказка – это добрый наставник. Верю в то, что если взрослые и дети будут чаще читать русские сказки, мир станет намного добрее. Надеюсь, что Доброта спасёт мир.Список литературы.
  • С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1949. 900с.
  • В. И. Даль.
  • Добрые качества души. Режим доступа 08.02.2023
  • А. С. Пушкин. Сказка о золотой рыбке. Проф-пресс, 2016 г., 10 с.
  • Сказки. Заячья избушка. Фламинго, 2018 г., 10 с.
  • Морозко. Буква-Ленд, 2020 г., 8 с.
  • Г. Х. Андерсен. Снежная королева. Эксмо, 2020 г, 72 с.