Публикации
Исследовательская работа "Доброта в жизни и в сказке"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская работа "Доброта в жизни и в сказке"
Автор: Баширян Елена Игоревна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская работа "Доброта в жизни и в сказке"
Автор: Баширян Елена Игоревна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 21 г. ТаганрогИсследовательский проект на тему:«Доброта в жизни и сказке»Работу выполнил:ученик 1 «Б» классаЛукьянов ЯковНаучный руководитель:Баширян Елена Игоревнаучитель начальных классов,elenabashiryan92@yandex.ru2023 г.Тезисы работыТематическое направление«Добро не уходит на каникулы».Тема работы:«Доброта в жизни и сказке».Актуальность темы заключается в том, что доброта в наше время перестала быть важным человеческим качеством. Мы встречаем всё меньше и меньше людей, обладающих добротой. Всё больше равнодушных, эгоистичных. Ведь все заняты своими делами, своими заботами. Телефоны, компьютеры заменили человеческое общение – в семье у каждого есть мобильный телефон, планшет, все сидят уткнувшись в них. Техника сделала человека зависимым. Проблема душевной теплоты и доброты на сегодняшний день очень актуальна. Гипотеза: я предполагаю, что если знакомиться с добротой, изучать проблему добра и зла на примере сказок, то понимание сути этих категорий будет происходить легче.Цель исследования: раскрыть понятие доброты на примере изучения сказок.Задачи: Анализ литературы и интернет источников. Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках. Проанализировать различные проявления доброты в жизни. Проанализировать противостояние добра и зла с сказках, в чём заключается добро и зло в русских народных сказках. Объект исследования: доброта как качество личности человека.Предмет исследования: понятие доброты в сказке.Методы исследования: Наблюдение за проявлениями доброты в быту. Опрос членов семьи и одноклассников Сравнение и анализ полученных результатов наблюдения и опросов. Проблемные вопросы:Что такое доброта? Для чего нам нужно понимать границы добра и зла? Как может помочь сказка в понимании доброты? Ожидаемые результаты: изучая доброту на примере сказок, ребёнок легче и быстрее начнет понимать ее важность в своей жизни и жизни общества.СодержаниеВведениеЧто такое доброта? Знают ли ребята?Доброта – это когда есть милые котята,Доброта – это когда мамочка смеётся,Доброта – это когда весело живётся!Мне стало интересно понять, что такое доброта. Первый вопрос, который возник в моей голове: «Что же такое доброта? Разве доброта - это добро, когда ты добрый? Или это нечто большее?» И я решил выяснить, что же такое доброта. Я провел опрос в кругу своей семьи, знают ли они что такое доброта и как понимают это слово. Мой брат Фёдор, которому пять лет, ответил, что доброта – это когда ты делаешь хорошее для других. Когда я обратился с вопросом к папе, то он поначалу вошёл в ступор. Он сказал, что трудно сразу ответить на такой простой вопрос. «Доброта – это когда ты ведёшь себя так, как бы хотел, чтобы поступали с тобой» - ответил он. Спросив бабушку, она сказала, что доброта – это милосердие, это сострадание к другим людям, доброе отношение к зверям и птицам. А мама ответила, что доброта – это всё то тёплое и светлое, что случается в моей жизни, и все то хорошее, что я могу дать другим людям. Проведя опрос среди всех своих одноклассников, я отметил следующие высказывания. Так, Ульяна ответила мне, что доброта – это когда люди помогают друг другу, ухаживают, заботятся, любят друг друга. Степан считает, что доброта – это понимание друг друга, это помощь, это то, как ты относишься к людям и близким, любовь и дружба. По мнению Ильи, доброта – это дружба, делиться чем-то, помогать бездомным животным найти дом. Костя тоже считает, что доброта – это дружба, то когда один человек помогает другому просто так.Сравнив полученные ответы, я пришёл к выводу, что в понимании людей, которые меня окружают, доброта – это всё хорошее, что происходит в моей жизни и то лучшее, что могу сделать для других.Я решил выяснить, как раскрывается понятие доброты в словарях. В словаре С. И. Ожегова Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим [1]. В словаре В. И. Даля есть слово Добро – веществственно, все доброе. Имущество или достаток. В духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу; название буквы «Д» [2].Проанализировав определения доброты в словарях, я понял, что доброта, добро бывают не только душевным качеством человека, но и его имущество. Добрый человек, это не только тот, который милосердный, но и тот, который богатый.Глава 1.Что такое доброта. Примеры доброты Изучив словари и проанализировав высказывания членов своей семьи, моих одноклассников, я понял и выделил для себя главное. Для меня доброта – это черта характера человека, выражающаяся в его желании совершать положительные поступки, помогать окружающим, сочувствовать им, сострадать. Добрый человек не будет равнодушен к чужой беде, постарается своими действиями облегчить страдания, помочь выйти из затруднительного положения. Доброта проявляется и к людям, и к животным – ко всем, кто может чувствовать боль. Другими словами, доброта ‒ это стремление человека делать добро. А добро ‒ это всё положительное, полезное для других людей, животных.Для каждого человека понятие слова «добро» разное. Услышав его, один подумает о поступках, другой о помощи, третий о какой-то дорогой вещи. Мне кажется, что в современном мире это слово очень сильно подавлено негативом, потому что многие доброго человека считают слабым. Я сам часто страдаю от своей доброты и мне непонятно, почему. Ведь Максим Горький говорил: «человек, который делает , чувствует себя счастливым». Почему же я иногда не могу за себя постоять, когда меня бьют другие дети? Я старший ребенок в семье и моя мама учила меня, что нельзя бить маленьких, они еще не понимают, что делают больно. И теперь часто не могу постоять за себя. Я решил выяснить, где проходят границы того, что считать добротой. Для этого существует понятие зла. Добро и зло неотделимы друг от друга, только вместе проявляют самих себя. Я рассмотрел такую ситуацию, которая часто случается у нас в семье. В моей семье живут кот Дымок и кошка Тучка. Мы их очень любим, особенно бабушка и брат. Они готовы кормить их постоянно, а котам в радость, они не отказывается от еды, им нравится, что о них заботятся. Коты у нас стали толстыми и привередливыми в еде. Это хорошо? Мы же заботимся о них, проявляем доброту. Но оказывается, что ее слишком много, доброты. Она превращается в зло по отношению ко здоровью животных. Для того, чтобы понимать что такое доброта, чтобы видеть четкие границы добра и зла, нужно учиться. Так как доброта – это черта характера человека, то ее можно развить. Что поможет нам развить в себе доброту? Самое главное – это пример близкого человека. Когда ребенок видит перед собой то, с какой добротой, любовью и заботой относятся папа и мама друг к другу, к своим чадам и родителям, то сам стремится к такому же поведению. Ведь не зря в народе живет такой призыв: «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».Доброта – это созидательная сила. Без доброты не может существовать мир. Я решил выяснить, какие качества личности делают человека добрым? Я проанализировал такие понятия как доброжелательность, отзывчивость, бескорыстие, честность, жизнерадостность, верность, сострадание, сила воли, разумность, милосердие, мудрость, справедливость.Доброжелательность – от фразы "желающий добра", другими словами – это приветливый человек.Отзывчивость – готовность оказать помощь.Бескорыстие – отсутствие стремления к наживе, личной выгоде.Честность, или правдивость – искренность по отношению к другому человеку в речах, поступках, действиях.Жизнерадостность – оптимистическое отношение человека ко всему: к обстоятельствам и трудностям.Верность – преданное отношение к партнеру, работе, идее и т. д.Сострадание, сопереживание, сочувствие – эмоциональное состояние, выражающееся в понимании чужих несчастий.Сила воли – психическое состояние, при котором человек способен управлять своими поступками для достижения определенных целей.Разумность – способность принимать верное или правильное решение.Милосердие – доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность к оказанию помощи.Мудрость – степень освоения знаний и жизненного опыта и способность их применения.Справедливость – правильное принятое решение или верный поступок [3].Чтобы ярче понимать суть каждого доброго качества характера, нужно знать и понимать, какие качества им противостоят. Изучив словари, я вывел для себя противоположные качества вышеперечисленным положительным чертам характера: доброжелательность – нелюдимость; отзывчивость – ненависть; бескорыстие – меркантильность; честность – лицемерность, лживость; жизнерадостность – уныние; верность – предательство; сострадание – безжалостность, сила воли – слабость, разумность – глупость, милосердие – свирепость, мудрость – тупость, справедливость – пристрастность.Глава 2.Доброта в сказкахЯ думаю, что самый лучший учитель в жизни человека – это его собственный опыт. Но очень часто он может дать печальные результаты. Чем старше становится человек, тем он больше приобретает жизненного опыта и, возможно, мудрости. Мы, дети, в силу своего малого жизненного опыта очень наивны и беспомощны в суждениях о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вот и я не смог сразу понять, в чем заключается моя проблема, почему я не могу давать отпор обидчикам? Книга – самый лучший советчик. Я решил проанализировать как в сказках раскрывается проблема доброты, добра и зла. Выбор мой не случаен – именно с русской народной сказкой ребенок знакомится в первую очередь, они очень легко воспринимаются на слух, близки по духу. В русских народных сказках я часто вижу встречу добра и зла. Чаще всего добро побеждает, а зло остается ни с чем. Конечно, не во всех сказках добро побеждает. Бывает и наоборот. Но в таких случаях сказка несет в себе поучительный момент, читая ее, я получаю опыт того, что если сделать что-то плохое, может в конце это зло обернуться против нас самих. Приведу пример сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» [4], где отрицательный персонаж бабки – злой, завистливой, жадной – остался у разбитого корыта. Персонаж деда вроде бы добрый – он послушный, жалостливый. Но эти качества личности только поспособствовали усилению злых качеств бабки. Прочитав эту сказку, я пришёл к выводу, что нельзя быть жадным, злым как бабка, но и нельзя быть слабохарактерным, безвольным как дед.Далее я рассмотрел русскую народную сказку «Заюшкина избушка» [5], и увидел в ней ярко выраженные ситуации, раскрывающие добро и зло. Отрицательный персонаж лисы и положительный петушка. Лиса – коварная, злая, хитрая. Заяц – добрый, наивный. Медведь, волк, собака – положительные персонажи, но пассивные – они попытались помочь зайцу, но испугались и убежали. И только петушок оказался самым смелым, добрым, обладал силой воли, смог вернуть зайцу избушку, выгнав лису. В русской народной сказке «Морозко» [6] злая мачеха и завистливая сводная сестра творят зло. Они заставляют отца увезти Настеньку в лес и «оставить там, на съедение волкам». Добрый персонаж Морозко помогает падчерице. Настенька трудится в доме у Морозко. Итог сказки таков – труд Настеньки и доброе отношение вознаграждены. Зло получает по заслугам. Слишком сильная любовь мачехи к родной дочери сделала сводную сестру ленивой, жадной, некрасивой. А безвольный поначалу отец становится решительным. Как я увидел, этой сказке добро полностью побеждает зло, персонажи очень ярко представляют те или иные черты характера.Очень поучительно произведение Г. Х. Андерсена «Снежная королева» [7], где на примере двух детей автор раскрывает такие качества личности как послушание – своеволие, доброта – злоба, зависть – великодушие.Проанализировав несколько сказок, я пришел к выводу, что на их примере, начинаешь лучше понимать, что такое добро и зло; сравнивать поступки персонажей и героев, делать выводы, что такое хорошо и что такое плохо. В моей семье есть такая традиция. Каждый вечер перед сном папа читает мне рассказы и сказки. Так я познакомился с народными сказками, с творчеством В. Г. Сутеева, К. Чуковского, Г. Х. Андерсена. Нет ни одного дня, чтобы мы с папой не читали. После того, как мы завершаем тот или иной рассказ, папа задает мне вопросы: о чём был рассказ? Кто главный герой? Он злой или добрый, почему ты так думаешь? Как нельзя поступать? Чей персонаж тебе понравился? Все это способствует тому, что я лучше стал понимать, что является добротой.ЗаключениеСказки – умные, добрые и весёлые. И выбор мой не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Изучив и сравнив понятия добра и зла, я пришёл к выводу, что в русской народной сказке в достаточно яркой форме выражены образы добра и зла. Русские народные сказки всем знакомы с детства. Они очень легко читаются, они интересные и поучительные. А.С.Пушкин писал: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Для нас, людей двадцать первого века, сказка – это добрый наставник. Верю в то, что если взрослые и дети будут чаще читать русские сказки, мир станет намного добрее. Надеюсь, что Доброта спасёт мир.Список литературы.С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1949. 900с. В. И. Даль. Добрые качества души. Режим доступа 08.02.2023 А. С. Пушкин. Сказка о золотой рыбке. Проф-пресс, 2016 г., 10 с. Сказки. Заячья избушка. Фламинго, 2018 г., 10 с. Морозко. Буква-Ленд, 2020 г., 8 с. Г. Х. Андерсен. Снежная королева. Эксмо, 2020 г, 72 с.